Налог с наследства в риме составлял

История налогов в Древнем Риме

Предлагаем ознакомиться с коротким очерком о налогообложении в Древнем Риме из книги Основные начала финансовой науки русского ученого Ивана Ивановича Янжула (1846-1914). Первое издание книги вышло в 1890 году. Но, поверьте, все еще актуально.

Рим в экономическом отношении имел значительное сходство с Грецией. Различие между обоими государствами заключалось в политической организации: в то время как в Греции весь политический строй основан был на союзном начале, хотя и извращенном по существу, Рим всегда стремился к единовластию. Вечный город не относился враждебно, не считал своим врагом того, кто был покорен им, кто находился уже под его властью но завоеванные области были для него все-таки провинциями, жители которых были далеко не равноправны с римлянами. В финансовом хозяйстве тем не менее наблюдается сходство с Грецией, и именно в том отношении, что и здесь доходы главным образом держатся также на произвольных и случайных источниках сознания необходимости собственного труда для поддержания государственного союза, как у современных нам народов, у римлян не существовало вечный город был пиявкой, которая высасывала соки из покоренных провинций.

В первый ранний период римской истории мы встречаемся несколько раз с принудительными прямыми и косвенными сборами с граждан, но налоги эти в большинстве случаев отличаются своей случайностью и недолговечностью. Налогом постоянным была только vicesima manumissionis (5 %-ный сбор с отпущенных на волю рабов) затем при царях существовал особый сбор с продажи соли, вызывавший большое неудовольствие Сервий Туллий подверг налоговому обложению самое имущество граждан, подвергавшееся оценке через каждые пять лет при цензе (lustrum). Отмененное при Тарквинии Гордом, это обложение было снова восстановлено во время республики Валерием Публиколой.

По мере того как владычество римлян распространялось все более и более с успехами римского оружия, эти сборы теряют значение и добыча и доход от завоеваний начинают приобретать первенствующую роль: Рим все более и более стремится построить свое государственное хозяйство на чужом труде. Насколько велика была иногда военная добыча римлян, можно судить, напр. по следующему факту: контрибуция, взятая с царя македонского Персея консулом Люцием Эмилием Павлом, превышала 6 милл.

р. т.е. принимая разницу в стоимости денег, 42-45 милл. р.

Покоренные народы облагались разнообразными сборами и повинностями часть земель их отбиралась и раздавалась в пользование римским гражданам под условием известной платы, обыкновенно 1/10 части валового дохода (отчего и самые земли эти, кроме agri publici, назывались также agri decimates, vectigales). По мере того как поборы с побежденных развиваются до громадных размеров, налоги на полноправных граждан ослабевают и встречаются все реже и реже: так, после победы Эмилия Павла и обогащения им казны, налог на имущества был отменен как ненужный 60 лет спустя был уничтожен оброк с земель, платимый римскими гражданами (по предложению трибуна Спурия Тория в 647 г. ab. ur. с.) затем, через 44 года после этого по предложению Трибуна Цецилия Метелла были отменены по всей Италии таможенные сборы. Таким образом, для римских граждан оставался один случайный сбор в 5 % с отпуска рабов. Зато провинции грабились и угнетались немилосердно к этому именно периоду относится тот широко организованный грабеж их, которым держалось богатство Рима и его оптиматов. При господстве откупной системы, при отсутствии каких-либо правильных начал обложения, в сборе провинциальных налогов царил полный произвол грабежи откупщиков тяжело отзывались на населении и вызывали часто народные мятежи и восстания поборы, взятки и притеснения римских чиновников доходили до необычайных размеров. Достаточно напомнить классические примеры бесславной памяти Верреса, ограбившего Сицилию, Пизона, разорившего Македонию, Аппия Клавдия, следовавшего их примеру в Киликии. Да и почти невозможно было, при господствовавшей тогда системе администрации, иное положение дел. Небесной добродетели требуется, - говорит Цицерон, - чтобы согласовать выгоды откупщиков и жителей, чтобы не принести одних в жертву другим, сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты.

Империя произвела некоторый переворот в строе финансового хозяйства: положение провинции улучшается злоупотребления несколько уменьшаются, старые налоги на граждан начинают восстановляться, а параллельно с этим права всех подданных империи постепенно сравниваются. При императоре Каракалле, в 212 г. право римского гражданства распространено на всех жителей государства вместе с политической равноправностью установилось и единство в податном строе. Сенат еще при Августе теряет свое значение рядом с общегосударственной казной - aerarium основывается новая сокровищница доходов, так называемый aerarium militare или fiscus, поступившая в полное независимое распоряжение цезарей и постепенно, отчасти с помощью толкований римских юристов о верховной власти (Требониан), захватившая все, что раньше принадлежало первой. С той поры как нити римского финансового управления сосредоточивались уже не в Сенате, как было прежде, а в руках цезарей, новая жизнь, более строгий порядок и прочная связь проникли во все части этого великого организма.

В более позднее время налоги становятся более многочисленными и постоянными. При Диоклетиане, напр. распространяется на Италию провинциальный поземельный налог (tributum soli), получивший также название indictio (император indicebat - наказывал, приказывал собирать известную сумму на столько-то лет), и устанавливается промысловый - lustralis collatio. При императоре Константине встречаем массу новых тягостных налогов и особое развитие натуральных повинностей для удовлетворения военных потребностей и содержания двора.

Общие выводы из нашего краткого исторического очерка античного финансового хозяйства напрашиваются сами собой. В древнем мире не существовало правильного гражданского общежития, основанного на труде, и потому одинаково с частным хозяйством не могло развиваться нормальным путем и хозяйство государственное. Государственные доходы не основывались на правовых началах, а вытекали из случайных, произвольных и часто даже антигражданских по своему характеру источников вроде конфискации, дани, поборов с покоренных провинций и пр. все финансовое хозяйство велось без всякой выработанной системы, без всяких определенных принципов, руководясь одним правилом: брать все, что возможно.

Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М. Статут, 2002. - С.62-65.

P.S. В ближайшее время мы планируем выложить на сайте еще несколько источников о налогообложении в Древнем Риме. Таким образом, сформируется одна из наиболее полных коллекций статей о налогах Древнего Рима.

ТЕОРИЯ НАЛОГОВ (Конспект лекций). Автор: Пышкина Г.М. редактор: Александрова Л.И.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальны, поскольку избранные магистры исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

Определение суммы налога (цена) проводилось каждые 5 лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

В IV-III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые 5 лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до н. э. стала провинцией Рима.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегла к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, развившийся в I в. до н.э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э.-14 г. н. э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинции с целью более справедливого перераспределения налогов и увеличения их отдачи.

Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о земледельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокурорами, возглавлявшие финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Что же представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? В Иудее, например, сведения о землевладении содержали:

1) наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями

2) количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие 10 лет

3) сколько на участке имеется виноградных лоз

4) сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации

5) сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие 10 лет

6) сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища

7) сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать деловую древесину

8) пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить свои доходы сам.

Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятину доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живой инвентарь (помимо крупного рогатого скота включались рабы).

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1 % особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4 % и налог на освобождение рабов по ставке 5 % от их стоимости. В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5 %. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, усугублению процесса разделения труда, урбанизации.

Налоги как главный источник доходов Древнего Рима

Рассмотрим вопрос о налогах как главном источнике доходов Древнего Рима .

Во времена ранней республики римские граждане не уплачивали постоянного налога с поземельной собственности. Однако за пользование общественной землей они должны были платить налоги в денежной и натуральной форме.

Союзники ( италийские общины ) тоже не платили налогов, но они были обязаны за свой счет содержать пехоту и конницу, которые выставлялись по требованию Рима. Освобождение италиков от необходимости уплаты поземельного налога в государственную казну (зародилось во времена республики) они понимали как своё право.

В Древнем Риме для реализации военных нужд римские граждане были обязаны платить так называемый трибут (согласно спискам по трибам). Подобный платеж можно рассматривать как своеобразный заем государства, который впоследствии возвращался с прибылью в связи с захватом земель, имущества и рабов у поверженного соперника.

В период империи отмечается усиливающееся взыскание прямых налогов в натуральной форме. Император Максимин (235-238 гг. н.э.) определил для северной части Италии обязанность поставлять для его двора в Милане припасы (аннону). Остальные области передавали Риму дерево, известь, овощи, вино.

Провинциалы уплачивали так называемый стипендиум . под которым понималась подать, налагаемая сенатом на всю провинцию. Данная поголовная подать фактически представляла собой продолжающуюся военную контрибуцию . Они также платили декуму . под которой понималась поземельная подать в размере 1/10 части от земельного продукта.

Указанный платеж следует рассматривать как своеобразную арендную плату владельцев земли её собственнику, т.е. Риму.

Денежные налоги с крестьян-ремесленников подкреплялись натуральными повинностями . строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, строительство и ремонт императорских дворцов. Особенную тяжесть для населения имела квартирная и постойная повинность .

Кроме прямых налогов имелись и косвенные налоги . которые взимались с предметов потребления. К косвенным налогам периода республики следует отнести таможенные пошлины. К ним также относилась пошлина за отпускаемых на волю рабов (размером 5% их стоимости).

При императоре Августе стали облагать налогом наследство (в размере 1/20 части с каждого наследства). Этот налог уплачивал наследник при получении и принятии имущества.

В Древнем Риме ряд категорий населения имели определенные государственные повинности . Например, корабельщики были обязаны перевозить морем в Рим определенное количество хлеба. Купцы и торговцы уплачивали пошлину за получение права на торговлю.

Специального аппарата для сбора налогов в Древнем Риме не было. Они взимались путем применения откупной системы . Её суть состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом . заблаговременно вносили в государственную казну некую сумму денег, а потом взимали её с населения. Подобные права откупщики приобретали на аукционах . которые проводились цензорами в Древнем Риме.

Крупные откупные компании привлекали некоторое количество служащих: писцов, агентов. Они имели свои корабли и провинциальные конторы.

В период консульства Цезаря (59 год до н.э.) налоговая система Древнего Рима продолжает совершенствоваться. В результате происходит ограничение деятельности и доходов откупщиков-публиканов. Отныне данная система подвергается серьезному контролю. При этом откуп на косвенные налоги сохраняется, но прямые налоги в некоторых провинциях начинают поступать в казну напрямую от самих общин. В Галлии подать ( трибут ) собирают не публиканы, а вожди соответствующих племён, что облегчает положение налогоплательщика.

При императоре Августе откупа не были окончательно упразднены, но удельный вес откупов существенно сократился, поскольку многие налоги начали собирать непосредственно прокураторы.

В городах или муниципиях финансовые доходы поступали благодаря сдаче городских земель в аренду. Вторым источником доходов стали пожертвования местных магистратов (декурионов), которые после своего избрания осуществляли те или иные затраты в знак благодарности за оказанное им доверие. Отмечалась постоянная тенденция на усиление императорского контроля над городскими финансами и доходами .

При императоре Константине фискальная политика была отражена в изданных эдиктах (316-325 гг. н.э.), которые закрепостили куриалов (городскую верхушку). Куриалы были обязаны исполнять муниципальные повинности до своей смерти и даже передавать данную обязанность по наследству.

В Древнем Риме лишь небольшая часть городских общин была освобождена от налогов и не подчинялась власти руководителя провинции.

При императорах из династии Антонинов - Нерве и Траяне вводится должность городского куратора, который должен был контролировать состояние городских финансов и доходов. Правительство нацелилось на то, чтобы сделать города полностью ответственными за все сборы. Ещё в начале империи городам передается обязательство по сбору прямых налогов и формированию доходов.

В итоге правительство возлагает материальную ответственность за взимание налогов в каждом городе и округе на декурионов . а точнее на десять высших членов совета . В Древнем Риме провинциальные города уплачивали прямой налог, который назывался стипендией либо трибутом .

Ряд городов, которые считались союзными для Рима, не платили налогов. Правители провинций (проконсулы и пропреторы) реализовывали фискальные функции на местах.

Жители провинций подвергались жестоким поборам правителями, которых туда посылал Рим. Вымогательства данных правителей нередко их полностью разоряло. Иногда императоры великодушно прощали недоимки в отдельных провинциях. Однако это происходило в тех случаях, когда недоимки уже было невозможно взыскать.

Новые материалы по римскому праву

Налоги в Римской империи

Римский историк Кассий Дион Коккеян в начале III в. до н. э. следующим образом доказывал обоснованность налогов: «Откуда же взять необходимые средства на содержание армии и на покрытие остальных государственных расходов? Я объясню это вам, но сначала хотел бы подчеркнуть, что даже в том случае, если бы у нас была демократия, деньги для государственного бюджета все равно понадобились бы. Ибо без солдат государство существовать не может, а без денежного довольствия мы не в состоянии содержать армию. Итак, налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налогов. Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не останутся свободными от налогов, в то время как сами они, подобно всем остальным, пользуются благами, которые государство представляет всем посредством взимания налогов. »

Во времена, когда Рим был небольшим городом-государством, его общественные расходы были невелики, избранные магистраты выполняли свои должности безвозмездно. Tributum - налог на военные цели, мог быть возвращен из трофеев в случае победы. Он был разно­видностью поземельного налога, взимавшегося в денежной форме.

Определение суммы налогов называлось цензом (census) и проводилось каждые 5 лет специально избранными чиновниками высокого ранга - цензорами. Они же составляли списки граждан и военнообязанных. Цензоры делили людей на классы в соответствии с их имущественным положением.

К 250 г. до н.э. Риму принадлежала вся Средняя Италия с многочисленными городами. Это повлекло усложнение налоговой системы Рима. В городскую казну поступали доходы от сдачи в аренду земель, сбора пошлин и других коммунальных налогов с горожан. Эти налоги и повинности назывались «numera». Определение суммы налога, как и в Риме, производилось каждые пять лет. Кроме того, жители привлекались к уплате государственного налога - «tributum».

После окончания третьей Македонской войны в 168 г. до н. э. в руки Рима попали богатые трофеи и «tributum» на длительное время был отменен.

Доходы от зависимых государств и вновь приобретенных провинций полностью покрывали текущие расходы. Поэтому граждане Рима были полностью освобождены от уплаты поземельного налога.

В завоеванных Римом государствах, ставших его провинциями, сохранялись действовавшие там налоговые системы, только налоги теперь поступали в Рим. Если же на провинцию распространяли действие законов Рима, то его жители приобретали римское гражданство и освобождались от уплаты поземельного налога.

Так как стройной административной системы на ранних стадиях развития Рима не было, в провинциях не существовало государст­венных финансовых органов. Поэтому для сбора налогов привлекали откупщиков (publicani), что порождало коррупцию и злоупотребления властью.

Позднее, при императоре Августе Октавиане в I в. н. э. в провин­циях были созданы филиалы фиска в виде финансовых учреждений, контролирующих определение суммы налога и его взимания.

Для проведения оценки налоговых возможностей провинций, более справедливого распределения налогового бремени и повышения налоговой отдачи проводились провинциальные цензы. Для этого составлялись карты провинций, уточнялось местонахож­дение городов, дорог, рек, землевладений.

Обмерялись земельные угодья каждой городской общины. Составлялись кадастры по каждому городу империи, содержащие сведения о землевладельцах и другую налоговую информацию. Затем проводился сам ценз - перепись имущественного состояния граждан. Он проводился раз в 20 - 30 лет. Главным налогом был поземельный, составлявший примерно одну десятую доходов. Кроме того, облагались налогом фруктовые деревья, виноградные лозы, дома и строения, скот и рабы, другие ценности каждый житель провинции должен был платить подушную подать. Финансовый прокуратор отвечал за взимание и других налогов:

- с оборота в размере 1% от стоимости товаров

- с торговли рабами - 4%

- на освобождение рабов - 5%

В 6 г. н. э. император Август Октавиан ввел налог с наследства - 5%. Им облагались только граждане Рима, но не провинций. Налог имел целевой характер - на выплату пенсий профессиональным солдатам их родственники были от налога освобождены. Августом были введены новые таможенные пошлины со всех ввозимых и вывозимых товаров. В среднем ставка составляла 5%, но диффе­ренцировалась в зависимости от вида товара. Император Диоклетиан устанавливает промысловый налог.

Но налоговых чиновников было мало и они поручали сбор налогов общинам. Годовой объем бюджета Римской империи равнялся почти миллиарду сестерциев, при численности населения около 60 млн. человек. В среднем с человека бралось около 15 сестерциев в год, или в натуральном выражении примерно 40 кг пшеницы.

Военные расходы составляли около 400 млн. сестерциев в год. Пограничные провинции, где размещалась большая часть армии, получали из бюджета больше, чем вносили в него. Приток денег способствовал ускорению и углублению процесса урбанизации в пограничных провинциях. За счет бюджета строились крепости, дороги, мосты, акведуки, морские и речные порты, общественные здания.

Налоговую систему и другие хозяйственные традиции и законы Римской империи унаследовала Византия. В ней до VII в. включи­тельно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог подушная подать налоги на оснащение армии налог на покупку лошадей налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от военной службы пошлина на продажу товаров (от 10 до 12,5%) пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если построенное здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф - «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, чиновники и офицеры, получившие повышение в должности.

Система налогов в Древнем Риме

Некоторые признаки современного цивилизованного общества возникли в Древнем Риме, например, налогообложение. За всю историю развития Римской империи были сильные колебания взимаемой суммы государственной подати. На некоторых этапах налоги не выплачивались вовсе, в другое время — они стали очень высокими.

Налоговая система Древнего Рима

Изначально в Римской Республике налоговый сбор был невысок. А правители могли внести нужный объем денежных средств в госбюджет из личного капитала. Самые большие налоги выплачивали зажиточные землевладельцы. Взимаемые средства шли на содержание армии. Одним из первых основных налогов была портория — таможенная пошлина. В разных регионах державы она составляла 2-5% от стоимости товара.
В III веке до н.э. в связи с успешными завоеваниями территория Рима увеличивалась, возникали новые города. Также менялась и налоговая система. В завоеванных землях устанавливались местные подати и повинности. И в колониях, и в самом Риме размер налога определялся состоянием граждан.

Налог с наследства в риме составлялНалогообложение в Древнем Риме

В мирное время жители Рима не платили государству налоги. И после удачной войны подати становились меньше, а иногда упразднялись вовсе. Однако местные сборы с завоеванных земель взимали постоянно. Со временем в Риме образовалось множество провинций, их жители относились к империи, но не имели гражданских прав. Они были вынуждены выплачивать дань регулярно.
Жители провинций выплачивали единый подушный налог. Но лидирующим источником дохода в Древнем Риме была земельная подать, в среднем он составлял 10% с участка земли. Налогами облагали жилье, ценности, скот и рабов. Были в Риме и косвенные налоги, например, при продаже раба взимали 4%, а обычного товара — 1%.

Налог с наследства в риме составлялСборщик налогов в Древнем Риме

Каждые 5 лет в Риме производился ценз — определение объема налога. Делали эту процедуру специальные чиновники высокого уровня — цензоры. Они писали перечень граждан и военных, разделяя их на классы по имущественному состоянию.
В ранний период развития империи четкой административной системы и соответствующих финансовых органов не было. Сборщиками налогов являлись откупщики — публиканы. Они не пользовались уважением у народа, поскольку слишком злоупотребляли властью.
Позже в I веке н.э. возникли провинциальные финансовые учреждения, наблюдающие за суммой и взиманием налогов. А также организовывались цензы в провинциях для более справедливого распределения податей.

Источники:
centrobuh.livejournal.com, abc.vvsu.ru, lecu.ru, studopedia.ru, drevniy-egipet.ru

Следующие




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное