От какого наследства мы должны отказаться

От какого наследства мы отказываемся? (Ленин)/II

II
Прибавка народничества к «наследству»

А у Энгельгардта была эта вера, которая и заставляет нас назвать его народником. Энгельгардт уже ясно видит действительную тенденцию экономического развития России и начинает отговариваться от противоречий этого развития. Он силится доказать невозможность в России земледельческого капитализма, доказать, что «у нас нет кнехта» (стр. 556), — хотя сам же подробнейшим образом опроверг россказни о дороговизне наших рабочих, сам же показал, за какую мизерную цену работает у него скотник Петр с семьей, которому остается кроме содержания 6 рублей в год «на покупку соли, постного масла, одежду» (стр. 10). «А и то ему завидуют, и откажи я ему — сейчас же найдется 50 охотников занять его место» (стр. 11). Указывая на успех своего хозяйства, на умелое обращение с плугом рабочих, Энгельгардт победоносно восклицает: «и кто же пахари? Невежественные, недобросовестные русские крестьяне» (стр. 225).

Опровергнув своим собственным хозяйничаньем и своим разоблачением крестьянского индивидуализма всякие иллюзии насчет «общинности», Энгельгардт, однако, не только «верил» в возможность перехода крестьян к артельному хозяйству, но и высказывал «убеждение», что это так и будет, что мы, русские, именно совершим это великое деяние, введем новые способы хозяйничанья. «В этом-то и заключается наша самобытность, оригинальность нашего хозяйства» (стр. 349). Энгельгардт-реалист превращается в Энгельгардта-романтика, возмещающего полное отсутствие «самобытности» в способах своего хозяйства и в наблюденных им способах хозяйства крестьян — «верою» в грядущую «самобытность»! От этой веры уже рукой подать и до ультранароднических черт, которые — хотя и совсем единично — попадаются у Энгельгардта, до узкого национализма, граничащего с шовинизмом («И Европу расколотим», «и в Европе мужик будет за нас» (стр. 387) — доказывал Энгельгардт по поводу войны одному помещику), и даже до идеализации отработков! Да, тот самый Энгельгардт, который посвятил так много превосходных страниц своей книги описанию забитого и униженного положения крестьянина, забравшего в долг денег или хлеба под работу и вынужденного работать почти задаром при самых худших условиях личной зависимости [4] — этот самый Энгельгардт договорился до того, что «хорошо было бы, если бы доктор (речь шла о пользе и надобности врача в деревне.

В. И. ) имел свое хозяйство, так, чтобы мужик мог отработать за леченье» (стр. 41). Комментарии излишни.

— В общем и целом, сопоставляя охарактеризованные выше положительные черты миросозерцания Энгельгардта (т. е. общие ему с представителями «наследства» без всякой народнической окраски) и отрицательные (т. е. народнические), мы должны признать, что первые безусловно преобладают у автора «Из деревни», тогда как последние являются как бы сторонней, случайной вставкой, навеянной извне и не вяжущейся с основным тоном книги.

  1. ↑ Мимоходом сказать: это было бы не только чрезвычайно интересно и поучительно, но и вполне законным приемом экономиста-исследователя. Если ученые доверяют материалу анкет — ответам и отзывам многих хозяев, сплошь и рядом пристрастных, малосведущих, не выработавших цельного воззрения, не продумавших своих взглядов, — то отчего не доверять наблюдениям, которые целые 11 лет собирал человек замечательной наблюдательности, безусловной искренности, человек, превосходно изучивший то, о чем он говорит.
  2. ↑ «Русское Богатство», 1896 г. № 5, май. Статья г-на Карышева о затратах губернских земств на экономические мероприятия. Стр. 20.
  3. ↑ вроде. Ред.
  4. ↑ Вспомните картинку, как староста (т. е. управляющий помещика) зовет крестьянина на работу, когда у мужика свой хлеб сыпется, и его заставляет идти лишь упоминание о «спускании портков» в волости.

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ?

11 Мая 2010 г. Опубликовал: Александр Стреле

От какого наследства мы должны отказаться

Представьте себе безумного педиатра (детского врача), который решил для себя, что причиной роста и развития ребенка являются детские болезни. Чем больше и острее болеет ребенок – тем быстрее и правильнее он растет. Вот посмотрите – говорит такой педиатр в доказательство своей «правоты»: Миша переболел ветрянкой – и вырос. А Коля переболел коклюшем – и тоже вырос. А Гриша переболел свинкой – и вон каким молодцом гренадерского роста вымахал!

В чем ошибка нашего безумного педиатра? В том, что СОПУТСТВУЮЩЕЕ негативное явление он принял за источник и причину роста и развития. Эта ошибка в полной мере свойственна марксизму-ленинизму. Маркс в теории, а Ленин на практике совместили идеалы СОЦИАЛИЗМА с теорией КАТАСТРОФ. Мол, достичь уважения общества к труду, достойных оплаты и условий труда нельзя иначе, чем через колоссальный погром и трагический разрыв с прошлыми идеалами и традициями. Хочешь нормально трудиться – наплюй на гробы и святыни отцов своих…

Как вирус цепляется к компьютерной программе, так и к советскому социализму прицепился целый букет социальных гнойников: русофобия, богохульство и святотатство, цареубийство (как символическое выражение общего большевистского отцеубийства), атеизм и дарвинизм, глумление над семьёй, браком и половая распущенность, гомосексуализм и половые извращения – и т.д. и т.п.

А зачем социализму – как идее уважения к труду и достойного вознаграждения труда – ненависть к отечеству и государствообразующему народу? Не лишнее ли? Зачем социализму введенное Лениным в практику разрешение на аборты. Аборты ещё можно если не оправдать, то хотя бы понять в обществе проклятых плутократов – в обществе нищеты, обреченность и безнадеги. Но вам- то, вам-то, господа коммунисты, которые грозились построить общество светлое, где «за столом никто у нас не лишний» - вам-то зачем коллективные практики детоубийства?!

Этот вопрос интернациональным социалистам задавали уже давно и очень многие хорошие, уважаемые люди.

Истоки национал-социализма закладывал отнюдь не главный жупел современных либеральных и сионистских СМИ – Гитлер. Гитлер, напротив, опасно ревизировал национал-социализм, чем убил и себя, и Германию, и, по большому счету, Россию, которая уже на руках нашего поколения скончалась от полученных ран.

Но подлинная Родина национал-социализма – Российская Империя. Уже начиная по меньшей мере с 1860-х годов на общественной сцене выступали идеологи, которые явно представляли собой прямых предшественников национал-социализма. Мы можем назвать, например, таких социалистов-монархистов, как Д.И. Иловайский (1832-1920), К.Ф. Головин(1843-1913), С.Ф. Шарапов(1850-1911), В.А. Грингмут (1851-1907), Л.А. Тихомиров(1852-1923), А.И. Соболевский (1856-1929).

Исторически национал-социализм восходит к "черным сотням" — это объединения "земских" людей, людей земли, в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Именуя свои организации "черными сотнями", идеологи начала XX века стремились тем самым возродить древний сугубо "демократический" порядок вещей: в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — "черные сотни" — призваны спасти ее главные устои.

Основоположник организованного "черносотенства" В.А.Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников". Не раз черносотенная критика обращалась даже на самого монарха и на главу православной церкви, и на крупнейших творцов национальной культуры.

В ряды черносотенцев входили такие люди как великий филолог академик А.И. Соболевский (интересно, что уже после 1917 года, когда очень многие активные черносотенцы были расстреляны, его не решились тронуть, а классические труды его издавались в СССР и после его кончины). Деятельнейшим (хотя и не соглашавшимся занимать руководящие посты) участником "черносотенных" организаций был пламенный проповедник, епископ, а с 1917 года митрополит Антоний (в миру — Алексей Павлович Храповицкий 1863-1934). И нельзя не напомнить, что будущий патриарх Тихон, занимая в 1907-1913 годах пост архиепископа Ярославского и Ростовского, одновременно вполне официально возглавлял губернский отдел Союза русского народа. Виднейшим черносотенцем был светоносный протоиерей Иоанн Кронштадский, канонизированный вместе со свт. Тихоном. Ну, а имя ещё одного идеолога национал-социализма – Д.И.Менделеева – не нуждается в пояснениях!

В списках членов русских национал-социалистических организаций — таких, как Русское собрание, Союз русских людей, Русская монархическая партия, Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела, — мы находим многие имена виднейших тогдашних деятелей культуры (притом некоторые из них даже занимали в этих организациях руководящее положение).

Намеченная русскими православными социалистами-монархистами линя продолжалась и далее. Гитлер в полной мере воспользовался силой идей национал-социализма (которые привезли к нему русские белоэмигранты), но в то же время ненавидел подлинный национал-социализм.

Многие выдающиеся деятели национал-социализма были попросту убиты гитлеровской агентурой. Яркий пример - Корнелиу Зеля Кодряну, создатель православно-социалистического движения «Легион Михаила Архангела» в Румынии.

Кодряну – личность незаурядная. Уже в юности на юридическом факультете в Яссах, где он возглавил Общество студентов права, под его руководством организация протестовала против исключения из учебной программы обязательной религиозной службы.

В 1924 году Кодряну вместе с соратниками создал национал-социалистическую организацию «Легион Архангела Михаила». С 1931 года Кодряну – депутат национального парламента. В 1938 году Кодряну был арестован, а в ночь с 29 на 30 ноября 1938 года - убит в результате происков гитлеровской клики, вместе с рядом других легионеров. Впоследствии прогитлеровский румынский режим Антонеску так и не разрешил восстаноить деятельность партии Кодряну.

У Гитлера и его агентуры были другие планы и другие виды на национал-социализм, которые принципиально расходились с заветами Кодряну…

Захватничество и хищничество, бесовщина и содомитство, зоологизм в оценке человека - вот, собственно, от этого наследства и отказывается наш национал-социализм. Мы (и в том наше отличие от тупых «нациков») – хотим социальной справедливости и уважения к труду. И потому мы не будем брататься с любой антикоммунистической сволочью только лишь потому, что она антикоммунистична. Но мы принципиально отказываемся подсаживать на идею социальной справедливости глумление над своим народом, своими традиционными верованиями, распад связи времен, конфликт отцов и детей. Мы не хотим, как Луначарский, менять кириллицу на латиницу, потому что – хоть убейте нас! – не видим связи между уважением к труду и латинским шрифтом!

Национал-социализм состоит из двух частей. Социалистическое в нем – это преодоление нищеты, это преодоление воровства власть имущих, жирующих на костях своих рабочих. Национальное в нем – это уважение к традициям своего народа, обеспечение культурной и цивилизационной НЕПРЕРЫВНОСТИ (вопреки большевистской теории катастроф) жизни общества.

Поэтому и предпринимательство национал-социализм не уничтожает, как класс. Наша задача в другом: лишить предпринимательство возможности жульничать, обманывать государство и рабочих, уравнять предпринимателей в гражданских правах со всеми иными слоями населения. Как не относись к Гитлеру, но при нем немецкий предприниматель мог тратить на себя не более 5% прибыли предприятия, и это – достойно уважения. 95% прибыли – на развитие дела, инновации, на материальную помощь рабочим, и только 5% заработанного фирмой – на потребительские капризы её хозяина. В таком формате предпринимательство не вредит, а помогает обществу.

Ведь уничтожая предпринимательство, мы вместе с тем уничтожаем и явление ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ, явление практической смекалки, хозяйской сметки, то есть с грязной водой ребенка выплескиваем! Предприимчивость нужна обществу, без неё общество – как человек без почки – калека. Но очень часто предприимчивость разрастается в жульничество и шулерство, из органа общества превращается в раковую опухоль.

Большевики, вместо того чтобы лечить больной орган, попросту вырезали его. Мы так не согласны. Предпринимательство должно быть, но, естественно, не в спекулятивной сфере ростовщичества и процентного обмана, а только в сфере реального производства, и только под жестким контролем за его расходами со стороны государства.

Наш национал-социализм (я опять подчеркиваю наше отличие от тупых «нациков») должен взять все лучшее у существующих политических теорий, и отбросить все худшее. Например, мы уважаем ВОЛЮ НАРОДА – и, следовательно, берем высший пафос у теории демократии, очищая её от плутократических извращений современности, от ельцинистской демагогии. Далее, мы уважаем БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДА – и потому берем в путь лучшее в теории социализма, в том числе реального социализма в СССР и сталинизма, как высшей стадии развития социализма в СССР(1).

Мы уважаем САМОСОЗНАНИЕ НАРОДА, нации, её традиции и её святыни, её менталитет и укладность, и потому берем лучшее от национализма. Но при этом мы уважаем индивидуальность, право на самовыражение, саморазвитие человека, право «сделать себя самому» - и потому берем лучшее у капитализма. Капитализм, очищенный от жуликов будет, по сути, идентичен, социализму, очищенному от жуликов, фанатиков и извращений. Почему? Да потому что уважение честного предпринимателя есть логичное продолжение уважения честного рабочего. В обоих случаях мы уважаем человеческий труд, физический и умственный – если это действительно труд (предпринимателя и рабочего), а не паразитирование на других.

Мы готовы сказать оппонентам в тон Евангелию: не обольщайтесь, проходимцы и паразиты, язычники и идолопоклонники, содомиты и детоубийцы, предатели своей нации и её интересов, фетишисты, тупоумные рутинеры и начетники нашего социализма, как и царствия Божия, не наследуют!
Александр СТРЕЛЕ специально для НСН «Венед »

Информация


Все представленные материалы представляют точку зрения автора материала.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание представленных авторами материалов.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, взятых из других открытых источников.
В случае, если первоисточник не доступен или удален, или иное, администрация сайта снимает с себя ответственность за использование материала. На момент взятия материала первоисточник находился в общедоступном пользовании. Ссылки на первоисточник не удаляются. Вся ответственность за информацию. в таком случае, лежит на первоисточнике.


ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА ССЫЛКА НА VENED.ORG, VENED.INFO ОБЯЗАТЕЛЬНА!

2007 - 2017 Независимая Служба Новостей ВЕНЕД. Все права защищены.

Новости

ГЛАВНАЯ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ И ЧТО ОСТАВЛЯЕМ Ж МЫ

Мы не собирались воровать название статьи у Владимира Ульянова. Но что делать, если спустя много лет после написания Лениным статьи с похожим названием опять становится актуальной тема тех, кто «не желает состоять ни в какой преемственной связи с прошлым и решительно отказывается от наследства». 2011 год насыщен юбилеями. Ровно 20 лет назад, неожиданно мирно, распалась «империя зла» Советский Союз. Это первый значимый юбилей то…

Ну раньше это были разговоры, исторические дебаты и, к стыду Украины, позорный Стокгольмский суд, отрезавший у страны в пользу Румынии кусок черноморского шельфа у острова Змеиный. Успех всегда воодушевляет. И в конце 2010 года президент Румынии в одном из интервью заявил, что через 25 лет граница ЕС будет проходить по Днестру, предполагая «включение» в ЕС девяти заднестровских районов Одесской области Южной Бесарабии. Румынский президент видит вступление в ЕС и Украины, и Молдавии «по частям» же.

И примеру румынского президента последовали как президенты, так и маргиналы. Белорусский президент Александр Лукашенко заявил: «В Польше некоторые спят и видят: граница не там, граница возле Минска. Сталин не там границу провел!». Можно спорить об адекватности «батькиного» заявления, но трудно сомневаться в том, что он верно поставил диагноз: полякам нужны территории. И не только полякам.

Но это еще не все. Есть маленькая, но очень курьезная деталь. Поскольку решение Стокгольмского суда по Косово позволяет предположить приоритет «права наций на самоопределение» над «принципом нерушимости границ», то спорные территории могут не перейти к потерявшим их странам в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ. Население этих территорий, особенно если оно составляет малую этническую группу компактного проживания, может поставить вопрос об автономии или суверенизации. Как, например русины в Закарпатье, караимы в Вильнюсском регионе то.

Пресс служба Тульчинской районной организации Партии регионов.

От какого наследства мы должны отказаться

История Западной Руси - это история непростых взаимоотношений завезенной польскости с исконной русскостью

Территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы для поляков имеют собирательное название кресов. Эти земли некогда были частью Речи Посполитой, и ментально многие поляки до сих пор считают их неотъемлемой частью польской истории. Исследованию данной тематики посвящают свои труды многие польские историки, писатели и этнографы. Ее изучение невозможно без скрупулезного анализа польско-российских отношений, поскольку Польша и Россия были двумя центрами силы, конкурирующими на этих территориях. Стоит обратить внимание на географические рамки этой конкуренции.

Как указывал видный деятель западнорусского движения XIX века Михаил Коялович, продвигаясь на восток, Польша поглощала непольский этнический элемент, силясь его переварить, окатоличить и полонизировать. Обрастая западнорусскими территориями (напомню, что до брака литовского князя Ягайлы с польской королевой Ядвигой и подписания Кревской (1385 год), а затем и Люблинской унии (1569 год), большинство литовцев были православными и ментально очень близкими к русским, а их переход в католичество при Ягайле был уже не крещением, а перекрещиванием), Речь Посполитая усекала Русский мир, вбирая в себя западнорусский и литовский элемент, превращаясь в многонациональное государство, но с единственной приемлемой религией - католичеством. Православие считалось ересью, схизмой, подвергалось преследованиям и искоренению (подробно об этом - у того же Кояловича и других западнорусских ученых).

Россия же, напротив, вобрать в себя этнические польские элементы не стремилась, ограничиваясь возвратом древнерусских территорий (вспомните екатерининское Отторгнутое возвратих), и пошла на полный раздел Польши гораздо позже, лишь ввиду геополитических соображений, совместно с Пруссией и Австрией.

Разделы Польши и особенно утрата ею кресов болезненно отразились на польском национальном сознании. Кресы сделались неотъемлемой частью польского национального мифа, особенно в его культурном измерении. На кресах родились, жили и творили многие деятели польской истории и культуры (Юлиуш Словацкий, Тадеуш Костюшко, Адам Мицкевич, Юзеф Залесский, Северин Гощинский). Без них нет польской культуры и польской истории, ведь это - польские Пожарские, Тургеневы, Пушкины, Чеховы.

От какого наследства мы должны отказаться
Польша с крессами. Ее нынешняя мечта&hellip

В 1945 году Варшава окончательно поняла, что Западная Украина и Белоруссия для нее навсегда потеряны. В 1960-х ряд зарубежных польских мыслителей (Ежи Гедройц, Юлиуш Мерошевский) предложили пересмотреть отношение к кресам: отказаться от них в территориальном плане, признав государственную субъектность Украины, Белоруссии и Литвы, но сохранить как часть польского культурного мифа, как неотъемлемую составляющую польской национальной героики. Эта теория получила название ULB (то есть Украина - Литва - Белоруссия). Ее адепты, признавая государственность Киева, Минска и Вильнюса и легитимность идеи их национального строительства, призывали к тому же и Москву.

Видный исследователь проблем польско-украинско-белорусско-российского пограничья Даниэль Бовуа, человек взвешенный, способный критично отозваться и о политике Варшавы в регионе, а не только о ее оппонентах. Признавая, что украинская идентичность состоялась во многом благодаря полякам и то, что кресы для поляков никогда не были родным домом, Бовуа вместе с тем полагает, что идея триединой России (Великороссия - Малороссия - Белоруссия) прочно въелась в ментальность русских (великороссов). А это, по его мнению, не предполагает такой быстрый отказ от нее, как в Польше от претензий на кресы. Гедройц говорил, что только взаимный отказ Польши и России от Украины и Белоруссии приведет к нормализации отношений в Восточной Европе, а Бовуа - последователь идей Гедройца.

Эта теория как образчик польской геополитической мысли только на первый взгляд кажется сбалансированной и лишенной перекосов. Во-первых, субъектность Минска и Киева Москвою признана на самом высоком уровне.

От какого наследства мы должны отказаться
Ежи Гедройц много думал над Новой Польшей и Украиной

Во-вторых, отказ от кресов для Польши - это отказ от чужого, не своего, то есть от Украины и Белоруссии. При этом отказ от территориальных претензий не подразумевает отказ от взгляда на эти земли как одного из средоточий польской культуры. В народной памяти поляков кресы так и останутся польскими, если не по букве, то по духу.

В-третьих, призывы к России отказаться от Киева и Минска не совсем понятны. Что имеется в виду? Территориально Москва на них и не претендует. Если же эти призывы означают отказ от идеи Русского мира, то польское предложение нельзя считать сбалансированным. Повторюсь, Польша отдает захваченное, не свое. На объединение с Москвой Украина и Белоруссия пошли добровольно как раз под давлением польского гнета (казни православных схизматиков, преследования шляхтой западнорусского крестьянства и т.п.).

В-четвертых, идея Русского мира, на которую упирают польские историки и писатели, подразумевает, прежде всего, духовное, а не территориальное единение. Если поляки оставляют за собой право видеть в кресах колыбель польской культуры, почему сторонникам Русского мира нельзя видеть колыбель русской культуры в Киеве - матери городов русских, где появились первые письменные памятники общерусского значения?

В-пятых, польские СМИ подвергают критике идею триединой Великой России, но благостно воспринимают концепцию Речи Посполитой Четырех Народов, предложенную польским этнографом Ярославом Лещинским (поляки + литовцы + украинцы + белорусы), и так называемой Новой Речи Посполитой (Польша + Украина + Белоруссия + Литва + Латвия).

От какого наследства мы должны отказаться
Западная Русь - это смешение народов&hellip

В-шестых, поляки, отказавшись от кресов, все равно останутся поляками. Они сохраняют память о кресах в народных легендах и в официальной историографии, у них есть знаковые культурно-просветительские центры, где зародилась и откуда пошла польскость, и вне кресов - это столица древнепольского государства Гнезно, теперешняя столица Варшава и бывший столицей после Гнезно Краков. Но для украинцев, белорусов и русских отказ от духовно-исторического единения равносилен забвению собственной истории, в которой консолидирующая роль Киева, Минска, Москвы, Санкт-Петербурга одинаково значимы и неразделимы.

Это было бы равносильно требованию к полякам отказаться от древнего Гнезно и Кракова, то есть от исторических родников польскости. На кресы поляки пришли не в виде разрозненных племен без четкой национальной идентификации. К тому времени они уже были носителями польскости, и история Западной Руси - это история непростых взаимоотношений завезенной польскости с исконной русскостью. В истории Руси зачинателем русскости принято считать древний Киев, и отказ от акцентирования внимания на этом историческом факте означает духовное усечение русских корней, путь к самоуничтожению.

Владислав ГУЛЕВИЧ, Одна Родина

Добавить комментарий

От какого наследства мы отказываемся?

От какого наследства мы должны отказаться

От какого наследства мы должны отказаться

Один из представителей «наследства»

Прибавка народничества к «наследству»

Выиграло ли «Наследство» от связи с народничеством?

«Просветители», народники и «ученики»

Г-н Михайловский об отказе «Учеников» от наследства

Примечания:

I Скалдин. «В захолустье и в столице», СПБ. 1870 (стр.451). Мы не имели возможности достать «Отеч. записк.» за указанные годы и пользовались только этой книгой.

II «Землю-то нашу он (курсив автора) так обрезал, что нам без этой отрезной земли жить нельзя со всех сторон окружил нас своими полями, так что нам скотины выгнать некуда вот и плати ты за надел особо да за обрезную землю еще особо, сколько потребует». «Какое же это улучшение быта! — говорил мне один грамотный и бывалый мужик из прежних оброчных, — оброк-то на нас оставили прежний, а землю обрезали».

IV Крестьяне эпохи древней Римской империи, приписанные к земельным участкам, с которых они не могли уходить, как эти участки ни были бы убыточны.

V Скаладин очень подробно показал правильность не только первой, но и второй части этого определения.

VI И наоборот: все те прогрессивные практические мероприятия, которые мы встречаем у народников, по своему содержанию вполне буржуазны, т. е идут на пользу именно капиталистическому, а никакому другому развитию.

VII Нам возразят, пожалуй, что Скалдин не типичен для бО-х годов по своей вражде к общине и по своему тону. Но дело тут вовсе не в одной общине. Дело в общих всем просветителям воззрениях, которые разделяет и Скалдин. Что же касается до его тона, то он действительно, пожалуй, не типичен по своей спокойной рассудительности, умеренности, постепеновщине и т. д. Недаром Энгельс назвал Скалдина умеренным консерватором. Однако взять представителя наследства с более типичным тоном было бы, во-1-вых, неудобно по разным причинам, а во 2-х, могло бы породить недоразумение при параллели с современным народничеством По самому характеру нашей задачи, тон (в противоположность пословице) не делает музыки, и не типичный тон Скалдина тем резче выделяет его «музыку», т. е. содержание его взглядов. А нас только это содержание и интересует. Только по содержанию взглядов (отнюдь не по тону писателей) мы и намерены провести параллель между представителями наследства и народниками современной эпохи,

VIII Мимоходом сказать: это было бы не только чрезвычайно интересно и поучительно, но и вполне законным приемом экономиста-исследователя. Если ученые доверяют материалу анкет — ответам и отзывая многих хозяев, сплошь и рядом пристрастных, малосведущих, не выработавших цельного воззрения, не продумавших своих взглядов то отчего не доверять наблюдениям. которые целые 11 лет собирал человек замечательной наблюдательности, безусловной искренности, человек, превосходно изучивший то, о чём он говорит.

IX «Русское Богатство», 1896 г. № 5 май. Статья Карышева о затратах губернских земств на экономические мероприятия стр. 20

XI Вспомните картинку, как староста (т. е управляющий помещика) зовёт крестьянина на работу, когда у мужика свой хлеб сыпется, и его заставляет идти лишь упоминание о «спускании портков» в волости.

XII Ср. теперь книгу Туган-Барановского: «Русская фабрика» (СПБ). 1898 г.)

XIII Я уже имел случай заметить вышло в статье об экономическом романтизме, что паши противники проявляют поразительную близорукость, понимая термины: реакциончый, мелкобуржуазный как полиметические выходки, тогда как ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ имеют совершенно определенный историко-филосовский смысл(См. настоящий том, стр. 211. Ред.)

XIV Loco citato- в цитированном месте. Ред.

XV Marx «Die heilige Familie» (Маркс «Святое семейство») Ред.

XVI «Вместе с основательностью исторического действия будет расти и обьём массы, делом которой оно является» Ред.

XIX Мы не говорим, разумеется, о той встрече, которая вовсе не считает нужным руководиться интересами труда или для которой самое обобщение, выражаемое термином «капитализм», непонятно и невразумительно. Как ни важны в русской жизни относящейся сюда течения общественной мысли, но в споре между народниками и их противниками они совершенно ни при чем, и припутывать их не доводится.

XX Слова Шульце-Геверница в «Schmollers Jahrbuh», 1896 в его статье о московско-владимирской хлопчатобумажной промышленности.

Написано в ссылке в конце 1897 года.
Собрание сочинений В.И. Ленина, том 2, Стр. 505-550

Здесь читайте:

Источники:
ru.wikisource.org, vened.org, pregmtulchin.wmsite.ru, xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai, www.hrono.ru

Следующие




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное