Как назывались земли принадлежавшие боярскому сословию и передававшиеся по наследству в xv xvi вв

Бояре

Из лучших людей среди жителей каждой земли и из высших членов княжеского двора дружинников и образовывался класс бояр. Лучшие люди наз. земскими боярами в противоположность боярам княжеским, княжим мужам . Лучших людей летопись иногда наз. "старейшины градские" или "людские". При Владимире св. "старцами" или "старейшинами" наз. лучшие земские люди (бояре), так как летописец словом "старци" переводит латинский термин — "senatores" иногда летописец означает словом "старцы" всех членов княжеской думы (т. e. бояр, по преимуществу). Можно утверждать, что восточные славяне издревле имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu, seniores, кметы и др. терминами. Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его и наз. старейшинами), по власти в своем обществе (члены его "держать землю"), и наконец, по высшей экономической состоятельности (термин "лучшие люди" в последующей истории означает людей более богатых).

Высший правительственный класс в княжестве удельного времени обозначается в княжеских грамотах XIV и XV в. названием бояр введенных и путных . или путников . Бояре введенные были управителями отдельных ведомств дворцовой администрации или дворцового хозяйства, дворецкий, казначей, сокольничий, стольник, чашник и пр. Путными назывались все дворцовые чиновники, высшие и низшие, получавшие за службу дворцовые земли и доходы в путь или в кормление. Боярин введенный был вместе и путным, потому что обыкновенно пользовался таким жалованьем но как большой боярин, он возвышался над простыми путниками, которые не были главными управителями отдельных ведомств дворцового хозяйства. Князь, назначая бояр главными распорядителями своего дворцового хозяйства, поручая им своих домовых слуг и свои домашние дела, как бы вводил этих бояр в свой дворец, так что они считались как бы живущими во дворце. В таких случаях звание: "введенный боярин" соответствовало по значению позднейшему званию бояр комнатных или ближних.

Итак, из двух элементов — дружинного (служилого) и земского составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники, осевшись, сделались местными землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы перешли в класс княжих мужей.

Княжие дворы, продолжая существовать, приготовляли новые служилые элементы, постепенно вливавшиеся опять в земское боярство. Слово: "дворяне" (взамен "дружина" или "гридь") появляется уже в XII в. "Горожане же Боголюбстии и дворяне разграбили дом княж" (Ипат. лет. 1175). Но у нас не установилось немецкого различия Dienst-Adel и просто Adel. Боярство древней Руси не имело ни сословной корпоративности , ни сословных привилегий . Образованию корпоративности мешал земский характер древних русских государств. Каждая община (город, волость и даже село) имели своих бояр (равно как средних и менших людей). Главным образом земское распределение классов препятствовало образованию корпоративности. Этому не противоречило то, что боярами, собственно (т. е. такими, достоинство которых было признаваемо в целом тогдашнем государстве — земле) были лишь бояре старшего города. Сословное значение бояр определяется значением общины все же население старшей общины признается боярским (высшим) в отношении к населению младших городов, хотя эти последние имеют своих бояр. Образованию сословной корпоративности препятствовали также и способы вступления в класс бояр, практиковавшиеся тогда. Боярином становился тот, кто занимал высшее место на службе (княжеской или земской) и приобретал более или менее богатое имущество. Личные качества (при возвышении в обществе) преобладали в древних славянских обществах над рождением и наследственностью. Рождение влияло на усвоение боярства лишь фактически, т. е. сыну боярина было легче достигнуть боярства. От этого фамильных прозваний древняя Русь не знала летопись сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр.

При отсутствии корпоративности, класс бояр не мог пользоваться какими-либо привилегиями (исключительными правами). В сфере личных прав, хотя огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойною вирою при убийстве (Рус. Пр. Ак. 18, 21, Кар. 1 и 3) и двойною продажею "за муку", но это относится только к княжим мужам и объясняется их личными отношениями к князю, причем князь взыскивает, под общим названием виры, не только уголовный штраф, но и частное вознаграждение. В сфере прав имущественных памятники приписывают боярам право владения селами (земельными имуществами), как бы принадлежащее им по преимуществу. Во всяком случае, фактически землевладение принадлежало боярам более, чем лицам прочих классов. В сфере прав наследования боярам приписывают привилегии передавать наследство дочерям, при неимении сыновей но такое право простирается не только на бояр, но и на всех свободных "людей", кроме смердов.

При Петре В. начинается образование из прежних служилых и тяглых классов нескольких сословий, или состояний. При первоначальном образовании дворянского сословия Петром, оно получило наименование царедворцев . потом шляхетства . по примеру Польши и Литвы. Наименовать его дворянством в то время нельзя было потому, что в Московском государстве дворянами именовался низший чин служилых людей и такое название для боярина было бы оскорблением. Прежние московские чины были отменены Петром указами 1695—1703 г. но имевшие донашивали их в первой четверти XVIII в. Положительной мерой к образованию шляхетства, заменившего боярство, нужно считать указ о единонаследии 1714 г. которым поместья присвоены шляхетству на праве собственности, т. е. положено основание 1-й и важнейшей привилегии дворян — владеть населенными имуществами независимо от службы. Вторым актом образования дворянского сословия был манифест Петра III 18 февр. 1762 об освобождении дворян от обязательной службы, после чего все, чем они вознаграждались за службу, обратилось в их привилегии. Окончательная организация сословий дана жалованною грамотою Екатерины II 1785 г. содержание которой основано на петициях самих дворян, заявленных ими при воцарении имп. Анны и в законодательных комиссиях Елисаветинской и Екатерининской.

Ср. Ал. И. Маркевич, "История Местничества в Московском государстве в XV — XVII вв." (Одесса, 1888) В. Ключевский, "Боярская дума древней Руси" (Москва, 1888).

История государства и права России. Шпаргалки

Светлана Александровна Князева

Составитель Князева Светлана Александровна
История государства и права России

1. Предмет и задачи курса «История государствам и права России»

2. Формирование государства у восточных славян

3. Общественный строй Древней Руси

4. Государственное устройство Древней Руси

5. Правовая система Древней Руси

6. Княжеско-церковные уставы Владимира и Ярослава

7. Характеристика «Русской правды»

8. Правовой статус населения по «Русской правде»

9. Черты монархии в Древнерусском государстве

10. Виды преступлений и наказаний по «Русской правде»

11. Суд и процесс в Древнерусском государстве

12. Государственное устройство Новгорода и Пскова

13. Псковская Судная грамота как памятник средневекового права

14. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте

Псковская Судная грамота показывает, каким образом происходил судебный процесс в феодальных республиках русского Средневековья. В отличие от процессов в землях Великого князя, он был гораздо более детально разработан и оформлен . Причина проста: псковский или новгородский суд не имел права на юридическую ошибку, он судил свободных граждан . равных перед законом и по более совершенным правовым нормам. По сравнению с землями Великого князя феодальные республики показывали более высокий качественный уровень самого права.
Процесс носил обвинительно-состязательный характер , он регламентировался более подробно и четко, чем в «Русской правде». Грамотой также закреплялась высокая роль самого суда и судебных должностных лиц .
Ход суда был таким.
Ответчик вызывался на суд повесткой . В случае неповиновения к нему применялся привод . т. е. несогласного силой тащили на суд.
Свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов .
К системе доказательств, упомянутых в «Русской правде» (свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалии, присяги), добавились новые: судебный поединок (закреплен законом) и письменные доказательства («доски» – частные расписки и «записи» – официально заверенные документы).
Грамота основала институт судебного представительства для защиты интересов женщин, монахов, стариков и детей.
Ведение судебного делопроизводства возлагалось на дьяков.
Существенными отличиями судебного процесса в Новгороде и Пскове от процесса «Русской правды» являются: 1) замена публичного процесса (на княжьем дворе) процессом канцелярским, закрытым для публики 2) замена устного делопроизводства письменным, преобладание письменных доказательств 3) учреждение апелляционной судебной инстанции под именем суда докладчиков, состоявшего из выборных бояр и житьих людей. Процесс носил обвинительный характер.
Решение суда оформлялось судной грамотой.
Сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту.
Разрешенные судом дела не подлежали пересмотру.

15. Общественный строй феодальных республик в XII–XIV вв. Различия между Новгородом и Псковом

16. Обязательское право Новгорода и Пскова

17. Особенности социально-экономической и политической жизни Галицко-Волынского княжества

18. Особенности развития Владимиро-Суздальской земли

19. Общественный строй Владимиро-Суздальской земли

20. Общественный и государственный порядок Руси во время монгольского завоевания

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства

23. Судебники как инструмент закона

24. Виды преступлений и наказаний по Судебнику 1497 г

25. Прикрепление крестьян к земле, или крепостное право

26. Сословно-представительная монархия при Иване Грозном

27. Судебный процесс по Судебнику 1550 г

28. Реформы XVI–XVII вв

29. Кодификация права в XVI–XVII вв

В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г.

Но круг регулируемых вопросов стал шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении. подробнее регламентированы вопрос о розыске «лихих» людей, судебный процесс. Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы .
Годом позже был созван Стоглав (1551) – церковный собор с участием феодальной знати, который касался церковных вопросов. Им частично ограничивалось церковно-монастырское землевладение.
Уставная книга Разбойного приказа (1555–1556 гг.) содержит нормы уголовного права и процесса, свидетельствующие об усилении карательной политики . о широком применении «розыска» – инквизиционной формы процесса. Этот документ содержит положения о порядке организации и деятельности губных изб, регламентирует правила ведения розыскного процесса и определяет меры наказания.
Систематизация нового законодательства в приказах продолжалась и в XVII в. В 1616 г. начинается выработка новой Уставной книги Разбойного приказа . В нее вошли многие положения Уставной книги 1555–1556 гг. новые указы, содержавшие нормы уголовного и процессуального права.
Указная книга Поместного приказа свидетельствует об изменении характера вотчинного и поместного землевладения и отражает развитие законодательства с 1626 по 1648 г. Кроме отдельных указов она содержит специальное Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г.
Много сведений дает Указная книга Земского приказа (1622–1648 гг.) судебно-полицейского учреждения Москвы, ведавшего сбором податей с посадского населения столицы. В конце XVI – начале XVII в. были сделаны попытки осуществить общую систематизацию законодательства путем составления сводных судебников . Эта систематизация положенного результата не дала. Единственным нормальным способом кодификации русского права было принятие общегосударственного нового судебника, который получил название Соборного уложения .
Конец ознакомительного фрагмента. Full version

Правовое положение сословий в Московском государстве (XV—XVII вв.)

В XVI в. происходит дальнейшее юридическое оформление со­словий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое со­словие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вот­чинное землевладение, второй — поместное землевладение. Вотчи­на была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать ее и проживающих на ней крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинни­ками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически урав­нять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государ­ственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида — вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и воору­женных людей. Принцип служебности распространялся на оба фео­дальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширя­ются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен по­местья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследова­ние поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразо­вываться в вотчины.

Консолидация феодального сословия сопровождалась закрепле­нием его привилегий: монопольного права владеть землей, освобож­дения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименова­ние «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), сукон­ная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гос­тиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождалась от государственного «тягла» (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась «белыми слободами». Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифици­рованную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «бело-местцам» городских имуществ.

Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, вклю­чив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судеб­ника 1497 г. установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это поло­жение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповед­ные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50—90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крес­тьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 — 15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Со­борное Уложение 1649 г. отменявшее «урочные лета» и устанавли­вавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрыва­телей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользо­вались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зави­симости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявля­лась в институте холопства. Последний значительно видоизменился со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

Вопрос 21. Сословный строй р. В XV–XVII вв. феодальная аристократия служилые сословия правовые категории крестьянства холопство и его правовая эволюция.

Правящий класс достаточно четко разделился на феодальную аристократию — бояр и служилое сословие — дворян. Экономическая база первой группы — вотчинное землевладение, второй — поместное.

Источниками существования служилого класса в XIV—XV вв. были вотчины, полученные от князя, денежное жалование и кормления, т.е. доходы с государственных должностей. К концу XV в. эти источники становятся недостаточными и государство находит новый — земли пустые или населенные. Раздачей этих земель в среде служилого сословия, государство, с одной стороны, стремилось обеспечить определенный уровень его существования, с другой — использовать силы этого сословия для оборонных и управленческих целей. Служилые — землевладельцы должны были расселяться по окраинам государства, создавая живой щит прежде всего против набегов степняков.

Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер. Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству) собственностью своего владельца.

Поземельным устройством служилых людей заведовал Поместный приказ, их военно-служебные отношения регламентировались Разрядным приказом.

В XVI в. дворянская (ратная и дворовая) служба стала сословной и наследственной повинностью.

До середины XVI в. земли бояр, вольных слуг, дворян, облагались поземельными повинностями. Только с середины XVI в. часть этих земель освобождалась от тягла, государственных повинностей и налогов.

С утверждением поместной системы получал развитие принцип: кто владеет землей, тот должен служить.

К концу XVI в. поместное землевладение количественно намного превзошло вотчинное.

Во второй половине XVII в. процесс сближения вотчины с поместьем ускорился, пути его были многообразными. Поместное владение могло превратиться в вотчинное путем выслуги, иногда уже при пожаловании поместья, часть оклада сразу передавалась в вотчину. Помещикам разрешалосьпокупать у казны поместные земли в вотчину .

В середине XVI в. была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем. Устанавливался единый порядок государственной службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей.

Городское население в XVII в. получило устойчивое наименование посадские люди .

Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства),суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) ислободы (ремесленные кварталы и цехи).

Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму .

Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г. отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска

В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцы иновоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты.

Земли, на которых проживали крестьяне по типу землевладения делились на три категории: церковные. принадлежавшие церковным учреждениям,служилые или боярские, принадлежавшие служилым людям, игосударевы. делившиеся в свою очередь надворцовые. приписанные к дворцу, ичерные. т.е. собственно государственные.

По договору крестьянин обязывался выполнять повинности за пользование землей: барщину и оброк.

Государственные и дворцовые крестьяне прикреплялись к земле, образовав особое сословие, в их среду не допускали владельческих крестьян.

Прикрепление крестьян проходило в двух направлениях: к земле и к личности землевладельца. Крестьяне заключали с помещиками крепостные соглашения, в которых обязывались жить в определенной деревне. Крестьянские повинности и сроки крестьянской крепости также устанавливались по соглашению сторон.

С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно расширились юридические права этой категории крестьян: их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде. Основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

Сформировались четыре основных социальных группы, права и обязанности которых уже определились: служилые люди (бояре, дворяне, окольничьи, дети боярские), посадские тяглые люди, сельские тяглые люди (крестьяне), холопы.

-Вопрос 22. Государственный строй сословно-представительной монархии. Власть царя. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы.

К середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии.

В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя. государя и великого князя московского, передаваемый по наследству.

В своей деятельности Иван IV опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума » из доверенных лиц.

В состав Боярской думы входили бояре московского великого князя, бывшие удельные князья и их бояре. В XVI в. в состав Думы стали входить окольничьи и думные дворяне, а также думные дьяки, которые вели делопроизводство.

Боярская дума решала важнейшие государственные дела и обладала законодательными полномочиями. Дума утвердила окончательные редакции Судебников 1497 и 1550 гг. Вместе с царем Думаутверждала различные законодательные акты. Думаруководила системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры. Сама Думавела посольские, разрядные и поместные дела .

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы . проводившиеся с середины XVI до середины XVII в. Земские соборы решали основные вопросывнешней и внутренней политики ,законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям, но принимались всем составом Собора. Через систему соборов власть стремилась выявить мнения наиболее влиятельных классов и групп населения.

Структура соборов достаточно сложна: в состав Стоглавого Собора (1551) в полном составе входили Освященный Собор, Боярская дума и «Избранная рада». Наиболее представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г. решавший вопрос о войне с Польшей. На нем сформировались пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).

Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период междуцарствия, другие — совещательного (как Дума). Однако полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву бывали разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой.

На Соборах стали избирать царя.

Земские соборы родились из административно-управленческих потребностей государства. Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами , число которых возрастало: наряду с новымиотраслевыми (Разбойным, Стрелецким) появились и новыетерриториальные (Нижегородский, Казанский, Сибирский) приказы. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

К середине XVII в. число приказов достигло 90. В качестве структурного подразделения приказа выступал стол, специализировавшийся в своей деятельности либо по отраслевому, либо по территориальному принципу.

Московский большой стол Разрядного приказа вел учет всех служилых людей, осуществлял регистрацию указов и грамот. Поместный стол ведал вотчинными и поместными делами, Денежный — вопросами финансирования.

Документы, издаваемые приказами, многообразны: жалованные грамоты указы от имени царя в форме решения по конкретному делу, изложенному в отписке, памяти или челобитной. Издавались наказы — инструкции должностным лицам, доклады — проекты решения по делу, расспросные и пыточные грамоты.

Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались Приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы.

В ходе реформы по централизации церковного управления (1620—1626) был учрежден ряд патриарших приказов: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный.

В 1649 г. был учрежден Монастырский приказ — гражданское учреждение, в компетенцию которого входил суд над духовными лицами и монастырскими людьми.

Источники:
rushist.com, www.rumvi.com, studopedia.org, www.studfiles.ru

Следующие





Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное