Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

общая характеристика феодального строя Европы дана в статье Феодализм на Западе

Феодальная собственность, аллод, феод, держание

Самой заметной чертой феодального порядка. заставившей дать ему это имя, является форма землевладения.

До IX в. нормальным видом владения был аллод. полная собственность, без всякой подати, с безусловным правом отчуждения. Но с тех пор, как собственники раздали свои земли в виде держаний крестьянам и в виде феодов рыцарям. существовало три способа владения: аллод феод, пользование при условии благородной службы [1] и держание (в виде цензивы, виленажа и серважа), пользование при условии уплаты повинностей. На основании обычного права средних веков эти владения сделались наследственными, и появилось три вида наследования. Эти формы владения могут соединяться, подчиняясь одно другому: три различных владельца [2] владеют одной и той же землей как цензивой, феодом и аллодом, не считая наследственного приказчика, который также имеет непреложные права. В этом смысле выражения «аллод», «феод», «цензива», неточны, следовало бы говорить: владение «в виде аллода», «в виде феода», «в виде цензивы».

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Принесение феодальной присяги. Средневековая миниатюра

Но положение владельца, в конце концов, прикрепилось к его участку, так что всякая земля получила неизменное качество, которое переходит на всякого нового владельца. Теперь эти земли называются уже цензивами, виленажами, феодами, аллодами [3]. а так как феодом может владеть только дворянин, то стали различать дворянские и недворянские земли. Недворянскую землю составляют держания крестьян дворянская земля – это запасная часть (indominicata), эксплуатируемая благородным владельцем феода или аллода. Дворянин, приобретая цензиву, уже не может обратить ее в дворянскую землю крестьянин, владея феодом (когда обычное право позволяет ему это), уже не лишает его качества дворянской земли.

Аллод может быть обращен собственником в феод феод уже нельзя сделать аллодом. Поэтому аллоды встречаются все реже и реже. Наконец, в XIII в. особенно на севере Франции, они становятся так редки, что на аллод смотрят как на исключительный и неправдоподобный вид владения. Его называют иногда franc alleu (свободный аллод), и говорят, что он никому ничем не повинен и зависит только от Бога но в его существование верят только тогда, когда представляют формальные доказательства, потому что каждый уверен, что всякая земля есть или феод, или держание: «Nulle terre sans seigneur» (Нет земли без сеньора ).

Английские юристы говорят, что существует только один собственник – король.

На юге Франции осталось гораздо больше аллодов. Когда в 1273 г. английский король производил перепись своего Гиенского герцогства, многие дворяне заявили, что ничем никому не повинны, или даже что не обязаны отвечать на вопросы герцога.

Право феодального наследования

Земля передается по двум противоположным системам наследования. По древней системе, общей для римского права и германских обычаев. собственность делится поровну между детьми без различия пола. Это правило продолжает применяться в феодальную эпоху к аллодам, как дворянским, так и недворянским, и распространяется на все недворянские земли (обремененные повинностями, которые наследник – кто бы он ни был, – может нести) различают только – в том случае, когда нет детей, – наследственную землю, она, как достояние фамилии, должна вернуться к линии, от которой происходит, и благоприобретенную, ею собственник может распоряжаться по своему произволу. Таково обычное право.

Напротив, в наследовании феодов право наследников идет вразрез с правом сеньора. По строгой логике феод должен быть неделим и находиться во владении наследника, способного к службе: он переходит целиком к старшему и всегда к мужчине право старшинства и исключение женщин – отличительные черты феодального права. Но принцип – более или менее, смотря в какой стране, – отступил перед всеобщим обычаем: младшие были допущены к дележу феодального наследования со старшим (это называется parage ), дочери – к наследованию в случае отсутствия сыновей. Только старший получал более крупную часть и мужчины имели преимущество перед женщинами-наследницами одинаковой с ним степени.

[1] В течение всех средних веков встречаются примеры недворянских феодов, и даже не доказано, что феод не был первоначально недворянским держанием. Здесь идет речь лишь о наиболее обычной форме.

[2] Кроме того, есть еще много других вторичных феодальных прав, когда (как это обычно бывает) существует несколько степеней вассалов.

[3] Крайне неточный язык средних веков применяет иногда понятие аллода к феодам, когда хочет обозначить, что они наследственны или что подлежат незначительным повинностям.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.

Глава 5

ПЕРЕДАЧА СТАТУСА ПО НАСЛЕДСТВУ

Посвящение в рыцари есть акт безвозмездный, как для посвящающего, так и для посвящаемого. В принципе он зависит от наличия материальных условий: оружия, предполагающего немалое благосостояние посвящаемого или огромную щедрость «крестного», и моральных: чести и достоинства, но никак не зависит от происхождения.

Очевидно, что во французском рыцарстве торжественное вручение оружия, в отличие от аналогичного обряда у германцев, о котором рассказывает Тацит, не означал перехода из одной возрастной группы в другую, из юношей в воины для посвящаемого это достижение цели, для посвящающего – выбор, причем вовсе не обязательно, что между первым и вторым существуют семейные или родственные узы.

Однако можно сказать, что рыцарство, каким мы его знаем и пытаемся дать ему определение, возможно лишь в рамках феодализма, что влечет передачу земли сюзереном вассалу или предложение земли вассалом сюзерену для верховного управления ею, что делает его верным человеком это действие влечет за собой обязанности: со стороны более могущественного оказывать покровительство, а со стороны менее могущественного – оказывать помощь. Сложная система взаимоподчиненности землей влекла возникновение системы взаимоподчиненности людей, заменившей свойственную Античности общую подчиненность индивида государству-суверену.

Теперь, когда мы это выяснили, бросается в глаза разница между феодализмом и рыцарством. С одной стороны, понятие рыцарства не влечет ни передачи феода или аллода, ни возникновения личной зависимости между принимаемым и «крестным». Нельзя быть «чьим-то рыцарем», «рыцарем кого-то», однако необходимость рекрутирования конной армии, особенно в условиях быстрого наступления арабов в VIII веке, значительно способствовала созданию и развитию рыцарства.

Другое важное отличие заключается в отсутствии кровных уз между посвящаемым и посвящающим и, вследствие этого, в отсутствии требований посвящающего к посвящаемому в исполнении обязательств в отношении его рода.

Следовательно и в принципе – но только в принципе – не обязательно иметь благородное происхождение, то есть быть уже избранным, принадлежать к феодальной и земельной аристократии. Достаточно быть свободнорожденным или вольноотпущенником, поскольку серв был прикреплен к земле, а мобильность – важнейшая характеристика рыцарского сословия, отсюда такой многочисленный и непоседливый класс странствующих рыцарей, о котором мы еще поговорим.

В принципе проблема расы и национальности тоже не возникает, но если, за исключением короля Бальтазара и черных дев, мы ничего не слышим о рыцарях-неграх, то сарацины или арабы из рыцарского сословия не исключаются. Национальное происхождение им нисколько не мешает, достаточно, чтобы они перешли в христианскую веру – это главное. Поэтому не бывает рыцарей евреев, турок, татар, финнов, не говоря уже о китайцах и японцах, о которых средневековая Европа мало что знала, за исключением рассказов Марко Поло. Что же касается греков, их герои, Ахилл или Аякс из поэм Гомера, Цезарь или Александр из истории, в модернизированном на средневековый манер виде предстают идеальными рыцарями еще до возникновения этого понятия. Такими их изображают романисты и миниатюристы.

А теперь рассмотрим внимательнее факты в их историческом развитии. «Созданный в 1119 году для защиты владений в Святой земле орден Храма объединял две группы воинов, различавшихся по костюмам, оружию и крови: вверху «рыцари» внизу – простые «сержанты» – белые плащи против коричневых»[5]. Старейший устав, 1136 года, не упоминает, что эта разница вызвана разницей в происхождении, но второй устав, 1250 года, прямо говорит об этом.

Чтобы надеть белый плащ, соискатель еще до вступления в орден должен быть посвящен в рыцари, а кроме того, он должен быть «сыном рыцаря или происходить от рыцарей по отцовской линии» одним словом, быть дворянином. Только при этом условии человек должен и может быть посвящен в рыцарское звание. У госпитальеров аналогичное правило.

Здесь очевидно преобладание кастового духа над духом демократическим. То поразительное равенство, которого придерживается церковь и которое позволяет любому – серву или вольноотпущеннику, простолюдину или виллану – достичь любой высоты, даже епископской кафедры и папского престола, здесь не соблюдается. Рыцарство могло бы стать кадровым резервом дворянства, внося в него струю свежей крови, вбирая в себя самых лучших, самых храбрых и самых добродетельных, невзирая на их происхождение. Но оно мало-помалу отошло от этой тенденции, несмотря на традиции церкви, доминировавшей над рыцарством.

С 1140 года король Роже II Сицилийский, а с 1294 года граф Карл II Прованский требуют посвящать в рыцари лишь потомков рыцарей.

Правоведы двора Людовика Святого и собственно право высказываются аналогичным образом: «За исключением особой милости короля, ни одно посвящение в рыцари не будет действительным, если отец посвящаемого либо его дед по отцовской линии не были рыцарями».

Некоторые обычаи Шампани допускали передачу рыцарского достоинства по материнской линии.

Как бы то ни было, но данное требование меняет саму природу института рыцарства, о чем можно только пожалеть. Но следует сразу же заявить о существовании многочисленных исключений, допускаемых обычаем или покупаемых за деньги.

Филипп де Бомануар, юрист XIII века, в своих «Кутюмах Бовези» номер 1100 говорит о правовом акте, для которого требуются четыре свидетеля-рыцаря. Но найти удается только троих. Тогда они изобретают хитрость, чтобы заполучить четвертого: они встречают простолюдина, «зажиточного человека, направляющегося по своим делам, и посвящают его в рыцари, дают ему оплеуху и заявляют: «Будь рыцарем!»

Очевидно, что такой акт посвящения был аннулирован, но не из-за какой-то мелкой формальности, а из-за мошенничества посвящающих.

Так что «подлорожденный» может стать рыцарем. «Господи! Как плохо поступает воин, делающий из сына виллана рыцаря!» – восклицает около 1160 года автор «Жирара де Руссильона», но само его возмущение свидетельствует о возможности такого действия.

В 1302 году, в битве при Куртре, фламандские принцы (а Фландрия являлась вассальным владением французской короны) дали оплеуху нескольким буржуа, достаточно богатым, чтобы приобрести коня и необходимое вооружение.

Принц дю Пюи (персонаж «Игры листа» Адама Горбуна, называемого Галльским) в Аррасе, около 1276 года, выдает себя за рыцаря и участвует в турнирах, что порой ставит его в смешное положение. Подражание буржуазии дворянству вызвано жаждой наряду с богатством получить и почести. Нам это хорошо знакомо. Именно этим способом и увеличивалась численность правящего класса. Слуги сеньоров и юристы, пополнявшие дворянство, поначалу тоже не были наследственными сословиями.

Итак, изначально «всякий рыцарь имеет право посвящать в рыцари», но посвященный ничем не обязан посвятившему его, кроме как благодарностью, и не несет никаких обязательств, кроме как соблюдение моральных норм ордена.

Удивляет, что в цивилизации, иерархизированной от подвассала к вассалу, от вассала к сюзерену, в рыцарстве полностью отсутствует градация по титулам, возрасту и рангу. В то время как профессиональные корпорации (которые в то время никто так еще не называет) знают степени ученика, подмастерья и мастера, оруженосец разом становится полноправным рыцарем, который обязан старшим лишь уважением к их возрасту как рыцарь же он вообще чувствует себя равным королю.

Все это уводит нас очень далеко не только от германской инициации, но и от грубых нравов XI века, отражением которых является литература.

Но рыцарство легко порождает братство по оружию – эту очень сильную связь, которую я сам почувствовал в войну 1914 года великолепными ее примерами являются Оливье и Роланд в литературе, Танкред и Боэмунд в Первом крестовом походе. Это чувство превосходно выражено в следующих словах (Рол. стихи 1734–1735)[6] :

Сегодня окончится наша дружба: еще до вечера мы оба умрем.

Иногда «Песнь о Роланде» подчеркивает связь друзей-соратников сходством имен, словно предопределяющих ее: Амис и Амиль, Базиль и его брат Базан (Рол. 326), Ивори и Ивон (Рол. 1895), Герье и Герен (Рол. 794). Это эпическая пара воинов.

§ 12. В рыцарском замке

Зачем и на каких условиях франкский майор- дом Карл Мартелл раздавал землю своим воинам?

Какие отношения связывали сеньора и вассала? 1.

Замок феодала. С VIII века, сначала для защиты от нападений норманнов и венгров, в Европе строились замки. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок, в зависимости от возможностей — огромный или скромный. Замок — это жилище феодала и его крепость.

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Рыцарское войско на привале.

Сначала замки строили из дерева, позднее — из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надёжной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъёмный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Окрестности обозревала стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чем вооружение и доспехи рыцарей на рисунке отличаются от изображённых на с. 96—97?

Чтобы проникнуть в замок, приходилось преодолевать много препятствий. Враги должны были засыпать ров, на открытом пространстве преодолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Замок в Эдинбурге — древней столице Ворота с подъёмным мос-

Какими способами средневековые строители делали замки неприступными?

На головы врагов бросали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, в них метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась главная башня, в которой феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов.

Единственная железная дверь располагалась высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. С помощью приставных лестниц надо было пробиться через люки, которые закрывались тяжёлыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница по ней хозяин замка вместе с семьёй и воинами мог спуститься в спасительный

подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Рыцарь XI—XIII вв. 2.

Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарь был вооружён большим мечом и длинным копьём нередко он пользовался также боевым топором и палицей — тяжёлой дубиной с утолщённым концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетённая из железных колец (иногда в 2—3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы — доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности опускал на лицо забрало — металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, тренированных лошадях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооружённых воинов, конных и пеших. 3.

Воспитание рыцаря. Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приёмам и тактике боя.

В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда чтению, письму, арифметике.

Нередко с семи лет мальчик — сын рыцаря — покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вёз

доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари. Во время праздника воин становился на колено перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью или мечом плашмя по спине либо по плечу — единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не ответив на него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьём. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на поле боя, за проявленную доблесть и верность.

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Принесение вассалом клятвы верности сеньору.

Миниатюра XIV в. 4.

Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами.

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра

Опишите эпизод, запечатлённый на рисунке, от имени одного из изображённых персонажей (участника боя, дамы, наблюдателей-мужчин).

4 — Е. В. Агибалова Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время господа отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря — охота и турниры — были связаны с военным делом.

Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъярённым диким кабаном или медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде по пересечённой местности.

Турниры — военные состязания рыцарей в силе и ловкости — устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. 5.

«Позор и срам мне страшны — не кончина». Знатные рыцари считались людьми благородными, гордились древностью своих родов и знаменитыми предками. Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода

Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены. Специальные глашатаи - герольды - объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг другу. Тупым турнирным копьём рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьёзными увечьями и даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побеждённого противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепями друг против друга.

Обычно турнир завершали пиром. А торжественные пиры по случаю праздников, побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания, а нередко и посвящения в рыцари. Вечерами обитатели замка и гости собир’ались в общей зале, где горел огромный очаг - камин играли в кости, шашки и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела.

На пирах вино лилось рекой, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Дамы и господа танцевали всех веселили шуты и карлики, приглашённые артисты и, конечно, придворные поэты. и девиз — краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Почему рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну

Рыцарь танцует с прекрасными дамами. Средневековая миниатюра

Рыцарю полагалось презирать расчётливость, бережливость, проявлять щедрость.

Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

Другим важным качеством рыцаря считалась верность сеньору: служить ему — главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву», — сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: совершать подвиги, бороться с

Из сочинения Робера де Блуа «Хороший тон для дам»

Знатные средневековые женщины были приятными образованными собеседницами, умели сыграть с кавалером в шахматы. Для них существовали специальные правила поведения.

«Дама, которая не встаёт с места и прячет лицо, когда её приветствует сеньор, считается дурно воспитанной, поскольку могут подумать, что у неё болят зубы. Если дама едет верхом, то пусть надевает вуаль. Если случается засмеяться, то должно изящно прикрыть рот рукой. Если у вас хороший голос, пойте, но не слишком долго, ибо это нередко утомляет. Если дама оказывается в ситуации, когда с ней говорят в малоподобающей манере, то самый лучший выход - промолчать, сохранив при этом своё доброе имя.

Следите за собой за столом, это очень важно. Смейтесь мало, говорите умеренно. Если вы едите вместе с кем-либо из одной тарелки, оставляйте лучшие куски ему. Не тяните в рот кусков ни слишком горячих, ни слишком больших. Каждый раз, когда пьёте, вытирайте губы, но остерегайтесь приближать салфетку к глазам или носу либо пачкать пальцы. Пусть ваши руки будут чистыми, ногти - хорошо подстриженными и светлыми. Нет красоты, которая могла бы заставить забыть об опрятности». т

я 1. Какой, судя по этим наставлениям, должна была быть идеальная знатная дама - хозяйка средневекового замка? 2. Как вы считаете, могут ли эти наставления быть полезны и в наши дни?

врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Но эти правила рыцарской чести применялись обычно в отношениях между господами. Всех, кого считали неблагородными, рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко. Впрочем, и в отношениях между благородными людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда.

1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду. 2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов. 3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря? 4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести? 5. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Р7| 1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну фео- ?J дала. Почему его не делили между всеми сыновьями? 2. В чём была сила, а в чём - слабость рыцаря как воина на поле боя? 3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: «Лучше умереть, чем опозориться», «Мой Бог и моё право», «Слава - награда за смелость», «Я не король и не князь, я граф де Куси»? 4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты в правую сторону (она так и называлась - геральдическая). 5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность? 6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ. 7. Составьте рассказ «Праздничный день феодала», включив в него описание замка, турнира (или охоты), пира в замке.

к середине XI века в Европе установился феодальный строй •

крестьяне находились в поземельной или личной зависимости от сеньора и несли в его пользу повинности •

крестьяне объединялись в общину для совместных дел и взаимопомощи •

в феодальных поместьях господствовало натуральное хозяйство

центром поместья был укреплённый замок феодала

рыцари с детства готовились к военной службе, имели тяжёлое вооружение и доспехи рыцарство выработало свой кодекс чести, отличалось особым образом жизни и культурой.

Вопросы и задания к главе IV 1.

Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе? 2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев - феодалов? 3. Что в жизни крестьян определяла община? 4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века? 5. Закончите фразу. Воин, получивший от кого-либо феод, считался его: а) сеньором б) рыцарем в) вассалом г) феодалом. 6.

Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ): а) хозяйство, в котором для производства товаров используются только натуральные сырьё и материалы б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления в) хозяйство, в котором продукты и вещи производятся для продажи на рынке

г) хозяйство, в котором люди присваивают в готовом виде то, что даёт природа?

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Средневековая деревня». Нарисуйте план местности и нанесите на него объекты так, чтобы получился план средневековой деревни. Продумайте, как вы расположите их относительно друг друга и природных объектов: леса, лугов, пригодных для пастбища, реки (например, где вы поставите мельницу, кузницу). Дайте своей деревне название. Отметьте одним цветом те объекты, которые находились в общем пользовании всех крестьян деревни, а другим — те, которые принадлежали отдельной крестьянской семье. Определите время года, о котором будете писать. Составьте распорядок одного дня для воображаемой крестьянской семьи. Продумайте, что и в каком порядке будет делать глава семьи, чем займутся дети и хозяйка.

Коллективный информационный проект «Рыцарский замок». Разделитесь в классе на четыре группы. Темы для изучения: «Строительство замка», «Оборона замка», «Нападение на замок», «Жизнь в замке». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет- ресурсов каждая группа должна собрать сведения по своей теме. Систематизируйте информацию, напишите план своего выступления, подготовьте иллюстрации и (по возможности) модели замка, осадных орудий. Проведите в классе урок-презентацию «Рыцарский замок». ІИ/Т'Т.'Г»М

10. Устройство феодального общества раннего Средневековья

Европейское феодальное общество было разделено на три сословия. На первом месте стояли те, кто молятся – монахи и духовенство.

Феодальное общество на протяжении столетий оставалось бедным в материальном и техническом отношениях, опираясь преимущественно на физическую силу людей, занятых производством сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Народ жил впроголодь. Но не считаясь с затратами средств, сил и времени, жители Европы возводили грандиозные соборы и бесчисленные церкви, отдавали духовенству десятину – десятую долю урожая и иных доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные собственники дарили церковным учреждениям и монастырям свои земельные владения. Церковь представляла собой не только огромную политическую и экономическую силу, но вместе с тем и силу духовную. Естественно, что духовные лица занимали большую часть государственных должностей и активно воздействовали на политику светских государей.

Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа, на второй ступеньке стояли кардиналы – ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов – управлявших церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей – аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приходские священники и монахи. Священники давали обет не иметь личной собственности, семьи, отказывались от мирских удовольствий. Они освобождались от уплаты налогов и подчинялись только церковному суду. Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, пользовавшегося большим влиянием на верующих, поэтому папа римский претендовал не только на духовную власть церкви, но и на власть над всеми монархами Европы. Папа обладал и реальной светской властью, являясь правителем Папской области.

Вторым сословием средневекового общества являлись феодалы – воины и землевладельцы. Вызванная новой волной нашествий потребность в тяжеловооруженном профессиональном воинстве привела к возникновению рыцарства. Рыцарь – конник, но он был не просто всадником, а представлял собой самостоятельную боевую единицу. Рыцарь одет в кольчугу (в дальнейшем ее сменили кованые латы) на его голову надевали шлем (со временем лицо рыцаря стало защищать забрало). Помимо этого он прикрывался в бою щитом, на котором был изображен его герб. Рыцарское вооружение составляли меч и длинное тяжелое копье. Боевая броня делал рыцаря почти неуязвимым для ударов противника. Рыцарь на коне – своего рода маленькая подвижная крепость. Вооружение и снаряжение стоило очень дорого, на них уходила значительная часть дохода, получаемая с крестьян, которые населяли его феод. Рыцарскую службу мог нести только очень обеспеченный феодал.

Сын рыцаря обычно получал одностороннее и довольно грубое воспитание. С малых лет его учили ездить верхом и владеть оружием досуги он проводил на охоте. Чтение, письмо, арифметика не интересовали знатных подростков, за одним немаловажным исключением. Дело в том, что целью рыцаря было – не допустить раздробления рыцарского феода. Он передавался целиком по наследству только старшему сыну, который и получал посвящение в рыцарское достоинство. Младшие братья оставались ни с чем, и многим из них приходилось постригаться в монахи. И именно они, предназначенные к духовному званию, нередко изучали чтение, письмо и другие «искусства». Старший сын рыцаря в 7 лет покидал родной дом и становился пажом у знатного феодала. К 15 годам он уже был оруженосцем рыцаря. Лишь после долгой службы особо отличившихся посвящали в рыцари. Становясь рыцарем, юноша проходил через процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимную верность, посвященному надевали знак рыцарского достоинства – шпоры. Раз и навсегда установленные обряды сопровождали все важные моменты жизни рыцарей. Эти ритуалы и обряды, жесты и произносимые одновременно с ними клятвы и присяги делали связи между людьми нерушимыми. Торжественность этих процедур способствовала тому, что они навсегда оставались в памяти их участников и многочисленных свидетелей. Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода, и свой девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба. Рыцари гордились своим благородством, древностью рода и победами в бою. Готовность к подвигу, борьба с врагами христианской веры, верность слову – вот кодекс рыцарской чести. Однако на деле рыцари часто изменяли правилам, особенно при общении с теми, кого считали «неблагородными», подневольными. Любимыми занятиями рыцарей были охота и турниры – военные состязания в ловкости и силе.

Для того чтобы отразить многочисленные нашествия извне, нужно было возводить укрепления нового типа, каких не знали ни римляне, ни германцы, – каменные замки и крепости с постоянными гарнизонами в них. Замок господствовал над сельской местностью. Его окружал наполненный водою ров, и проникнуть в крепость можно было лишь по охраняемому подвесному мосту. Над крутыми стенами замка высились сторожевые башни. Нередко в замке было два ряда стен – внутренние и внешние, так что даже если враг овладел наружней стеной, владелец замка мог укрыться во внутреннем укреплении. Центральная башня замка – донжон – состояла из нескольких этажей, где находились жилище феодала и службы, кухня, пиршественный зал и складские помещения, в которых хранились запасы, необходимые для того, чтобы выдержать длительную осаду. В подвальном помещении была расположена темница – в ней содержали пленников и осужденных феодалом преступников. Внутри замка был колодец, из которого брали воду. В замке мог быть подземный ход, через который можно было выбраться наружу.

Третье и самое многочисленное сословие составляли крестьяне. Они обеспечивали всем необходимым духовенство и феодалов. Крестьяне образовывали основание феодальной иерархии, находясь официально вне ее. Но крестьяне были не вассалами, а поданными и с ними не заключались договоры о верности, как с благородными. Для того чтобы избежать худшего – разграбления хозяйства вооруженным и воинственным соседом, простым людям приходилось искать защиты у того или иного могущественного феодала или монастыря. Повелитель крестьян присваивал себе право собственности на их земли, нередко включая и общинные угодья – выпасы для скота, леса и пустоши. Он требовал с них исполнения барщины на господской части деревенского поля (так называемом домене) и уплаты оброков. Зависимость крестьянина от феодала выражалась в том, что он был подвластен ему лично крупный землевладелец судил его в собственном поместном суде крестьянин не имел права покинуть своего господина и без его позволения или уплаты пошлины переселиться в другую местность (но в действительности многие крестьяне попросту убегали от своих господ в те области, где надеялись расчистить из-под леса новые участки).

Городское население в раннее Средневековье было немногочисленным. В структуре средневекового общества горожане, несмотря на то, что были политически и экономически активной силой, не выделялись в отдельное сословие.

Учебно-тематический план работы исследовательского кружка Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества

Актуальность методической разработки исследовательский кружок «Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества»

Проблемы изучения положения рыцарского сословия в западноевропейском обществе является одной из актуальных в медиевистике. Рыцари выделились в обществе, были носителями определенных идеалов и ценностей, которые служили ориентирами для современников.

Эпохой расцвета рыцарства в историографии считается времяXI-XIIIвв. однако и вXIV– началеXVIIвеке рыцари как сословие не исчезли, хотя их роль в обществе не велика.

Актуальным вопросом медиевистики является изучение рыцарства как отдельной структуры в рамках сословия феодалов. Причем в этом качестве рыцарство не изучено, в наибольшей степени в литературе представлена другая сторона истории рыцарства – этика, образ жизни.

В школе знакомство с рыцарством начинается в начальных классах на уроках окружающего мира и продолжается в основном звене на уроках истории Средних веков в 6 классе.

Фрагмент тематического планирования истории Средних веков в 6 классе


Понятия и персоналии

Феодал, рыцарь, замок

Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни


научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (права и обязанности рыцарского сословия)


При работе в парах по учебнику (жизнь средневекового рыцаря) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


научатся раскрывать значение понятий: рыцарь, замок. Представлять описание внешнего и внутреннего устройства замка. Характеризовать основные правила поведения рыцаря: кодекс рыцарской чести


после изучения темы смогут придумать рассказ «В рыцарском замке и проиллюстрировать его»

Крестовые походы, еретик, инквизиция.

Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена.


самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов для заполнения таблицы «Важнейшие крестовые походы» Контролируют свои результаты работы с эталоном представленным учителем.


учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников


учатся характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснять причины и последствия крестовых походов. Показывать на карте направление крестовых походов. Сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 крестового похода и объяснять причины подобного.


научатся высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов для жителей Европы и мусульманского мира.

Таким образом, изучение рыцарства как сословия носит ознакомительный характер, несмотря на то, что данная тема имеет большой воспитательный и исследовательский потенциал. Рыцарский идеал демонстрировал, предоставлял модель и нормы "благородного" поведения и остался привлекательными для последующих поколений. Рыцарство положило начало светской этике в западноевропейском мире. Французские историки много занимались воссозданием рыцарской культуры, как элемента всей средневековой культуры.

Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты своей деятельности.
Методологический аппарат исследовательского кружка «Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества»

Объектом исследования является средневековое западноевропейское общество.

Предметом исследования является рыцарское сословие в X-XIV вв.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования находятся в пределах с X по XIV вв. Нижняя граница взята нами, как время начала формирования западноевропейского рыцарства. Верхняя граница-период утверждения в средневековом обществе морально-этических ценностей. Указанные временные границы относительны, так как в данной работе мы рассматривали положение сословия в разных странах.

В работе используются – историко-генетический метод, позволяющий выявить истоки формирования рыцарской модели поведения во время сражений и поединков историко-сравнительный метод, позволяющий в процессе сопоставления отдельных исторических фактов и явлений, сделать определенные выводы историко-системный метод, позволяющий выявить ряд закономерностей при анализе представленного материала и достигнуть цели исследования.

Источниковая база включает письменные источники, переведенные на русский язык, в которых освещено положение средневекового рыцарства. К ним относятся: «Иерусалимская хроника о священной войне» Альберта Аахенского (XII в.), «История франков, которые взяли Иерусалим» Раймунда Ажильского(XII в.), «Деяния франков и прочих иерусалимцев»(XI в.),«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия (XIIIв.),мемуары Жоффруа Виллардуэна «О завоевании Константинополя»(XIIIв.),«История» Никиты Хониата (XIVв.),указы Фридриха II (XIIв.) и другие.

Источники можно сгруппировать следующим образом. Одна группа – средневековые хроники (Альберт Аахенский, Раймунд Ажильский, «Деяния франков»), повествующие об участии рыцарства в крестовых походах. Автор «Деяний франков» – неизвестный итало-нормандский рыцарь. Раймунд Ажильский был духовником графа Раймунда Тулузского и состоял в его свите. Все эти хроники достоверны и являются важными источниками по истории крестоносного движения. Авторы хроник подмечали жизненно важные стороны происходящего.

«Иерусалимская хроника о священной войне» Альберта Аахенского охватывает события с 1095 до 1121 г. Альберт Аахенский не был участником первого крестового похода. Но, будучи современником описываемых событий, он решил, по его собственным словам, «передать воспоминанию потомства» все, что ему рассказывали и объясняли очевидцы завоевания Иерусалима. Труд Альберта Аахенского написан живо, обстоятельно, по первым впечатлениям возвратившихся крестоносцев, передающих то, что они сами видели и испытали. Историк не пытается обелить в своей работе рыцарей, наоборот, он показывает их подлинное поведение, их жадность, жестокость и те страдания, которые они несли мирному населению.

Другая группа источников, так же характеризует период крестовых походов, но посвящены отдельным важнейшим событиям. Так мемуары Жоффруа Виллардуэна «О завоевании Константинополя» (XIII в.), написаны на французском языке, рассказывают о событиях с 1198 по1207 г. и являются важным источником по истории крестоносного движения, ценны материалом о подготовке рыцарей к крестовым походам, а также тем, что написаны светским лицом, отразившим в мемуарах свои впечатления. «Хроника» византийского писателя Никиты Хониата, показывает поведение рыцарей в пределах Византийской империи во время Четвертого крестового похода. Дополнительные данные об участии крестоносцев в Четвертом крестовом походе содержит «Хроника» Робера де Клари (начало XIIвека). Автор был рыцарем-крестоносцем, его записки интересны и ценны, как суждение современника и рыцаря.

Особую группу источников составляют две работы: Раймонда Луллия «Книга о рыцарском ордене» (XIII в.) и Жоффруа де Шарни «Книга о рыцарстве» (начало 50-х годов XIV в.). Они использованы как источники, в которых авторы теоретически обосновывают идеалы рыцарства. Труд Луллия считается классическим источником по истории европейского рыцарства.

Автор предлагает читателю занимательную историю о благородном оруженосце (т.е. юноше, еще не посвященном в рыцари), который, пробираясь по лесу к королевскому дворцу, где он (вместе со многими другими) и должен пройти обряд посвящения, теряет дорогу и, заблудившись, обнаруживает одинокую хижину престарелого отшельника. Как выясняется, отшельник этот в течение многих лет носил рыцарские доспехи, но впоследствии удалился в леса, желая провести остаток жизни в молитвах и размышлениях. Узнав, куда и зачем направляется молодой путник, отшельник обнаруживает, что тот на удивление несведущ в плане своих будущих обязанностей рыцаря, и начинает читать ему разные отрывки из маленькой книжки, разъясняющей само понятие рыцарства. Р. Луллий воспевал рыцарство как самое существенное звено в социальной иерархии.

В сочинении Жоффруа де Шарни «Книга о рыцарстве» (начало 50-х годов XIVв.) мало теоретических рассуждений, но много практических советов и, преимущественно, молодым людям желающим стать рыцарями. Автор, опираясь на собственный опыт, советует им быть веселыми и красивыми, остерегаться одиночества и пьянства, не быть скупыми и расточительными, держать данное слово, обходить по дальше публичные дома. В сочинении Шарни представлена реалистичная картина войны и турниров.

В качестве источников использовались выдержки из недоступных средневековых письменных памятников, которые находятся в монографических трудах исследователей.

Таким образом, в данной работе представлены источники разновременные с XI по XIV век, в которых отражены разные стороны жизни рыцарей.

Цель кружковых занятий

Целью является анализ состояния и положения рыцарства в средневековом обществеX-XIII вв.
Задачи

  • дать анализ происхождения средневекового рыцарства

  • изучить положение рыцарей в средневековом обществе

  • раскрыть особенности рыцарской культуры

  • Практическая значимость .

    Ряд положений и выводов могут быть использованы при подготовке уроков в общеобразовательной школе, а также в воспитательных целях при работе с молодежью в исторических объединениях.

    Методические рекомендации по изучению данного курса

    Курс рассчитан на первое полугодие (13 часов) в 6-7 классе. Занятия проводятся один раз в неделю. Заключительное занятие проводиться в форме круглого стола, где подводятся итоги.

    Учебно-тематический план работы исследовательского кружка «Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества»


    Наименование разделов, тем

    Источники:
    rushist.com, www.libma.ru, scibook.net, velib.com, e.120-bal.ru

    Следующие




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное