Когда во франции утверждается порядок передачи трона по наследству

Образование раннефеодального государства во Франции

НА ТЕМУ: «ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ»

Составитель Н.в. синельник

ТЕМА: « ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ»

1. Образование раннефеодального государства во Франции

Сословно-представительная монархия во Франции

Абсолютная монархия во Франции

Особенности развития феодального права Франции. Анализ основных правовых институтов.

Образование раннефеодального государства во Франции

Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 г. Верденским договором. В соответствии с ним Франкская империя была разделена на три самостоятельных королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и “Срединное” королевство, территория которых в основном соответствовала нынешним Франции, Германии и Италии. По Верденскому договору, заключенному между внуками Карла Великого, Карлу Лысому, ставшему первым французским королем, достались земли к западу от Рейна.

История феодального государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:

1) сеньориальная монархия – IX – XIII вв.

2) сословно-представительная монархия – XIV – XV вв.

3) абсолютная монархия – XVI – XVIII вв.

Глубокий кризис всей феодальной системы привел в 1789 г. к буржуазной революции, результатом которой было крушение абсолютизма и всей феодальной государственности.

Возникновение и развитие сеньориальной монархии. В IX – XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как “первый среди равных”. Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета – вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была фактически разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями.

В IX – X вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа.

В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, имел право законодательной инициативы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

Центральное управление . В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоящий из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Главную роль в Королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. В военных делах за сенешаломследовал коннетабль – глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. – королевский адмирал. Королевский казначей, которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской казной. Королевской канцелярией руководил канцлер. который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью.

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов – курии короля, возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с папой римским, о предполагаемой женитьбе и т. д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты .

Местное управление. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые.

С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, который назначался в специальные округа – превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах – майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.

С конца XII в. возникают более крупные административные единицы – бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Во главе бальяжа стоял назначенный королем специальный чиновник – бальи. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.

Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов – сенешала – с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях.

Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX Святого (1226 – 1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа. Были созданы городская милиция и отряды наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными феодалами.

Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальное территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

В 1260 г. на базе королевской курии (собрание королевских вассалов) был создан специальный судебный орган – парламент, который собирался на сессии в Париже 4 раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов – выпускников юридических факультетов университетов, поддерживающих королевскую власть.

Введенные новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной.

Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.

Людовик IX ввел на территории домена единую монету, запретив здесь использование денег, выпускаемых другими феодалами. Королевская казна получила, таким образом, новый источник доходов.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Тем самым были заложены основы для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

Образование единого государства во Франции. Реформы Людовика IX

К XI веке в связи с феодализацией и раздачей земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари, которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.

На вершине феодальной лестницы стоял король, но многие крупные феодалы - герцоги и графы - считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. Основная масса феодалов не подчинялась королю и другим крупнейшим феодалам, действовал принцип: вассал моего вассала - не мой вассал.

С середины XII века - экономический подъем и рост городов, явившихся естественным союзником королевской власти, отношения внутри класса феодалов претерпевают некоторые изменения. Короли добиваются признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов. Этот процесс (превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля), получил название иммедиатизации.

С XII века практически прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья окончательно принимают родовой характер. Доступ новых лиц в ряды феодалов становится ограниченным. Лишь королевская власть продолжает раздачу участков, захваченных в ходе войн с непокорными вассалами. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. IX-XI вв. - окончательное оформление класса феодально-зависимых крестьян - складывается из многочисленных категорий сельского населения.

Подавляющее большинство крестьян - сервы (рассматривались как простая принадлежность земли не могли жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадлежащей сеньору).

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы (были лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу уплачивали сеньору оброк (талью), размер которого был более легким, чем у сервов).

В XI-XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус - городское население. С XII века во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Королевская власть, которая не допускала самостоятельности горожан в своем домене охотно поддерживала города, выступавшие за освобождение от сеньориальной власти.

В IX-Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В XII веке утверждается порядок передачи трона по наследству восстанавливается практика издания королем законодательных актов, хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII веке признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Главную роль в королевской администрации (до конца XII века) играл сенешал - глава королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль - глава королевской конницы, помощником которого был маршал. Королевской канцелярией руководил канцлер..

Местное самоуправление: в королевском домене - должность прево (назначались в специальные округа - превотства) их помощниками в деревнях были сержанты, в городах - майоры. Прево занимался сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.

С конца XII века возникают более крупные административные единицы - бальяжи (границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств). Число бальяжей росло по мере увеличения королевского домена. Во главе бальяжа стояли назначаемые королем специальные чиновники - бальи. Бальи и сенешалы в XIII века осуществляли правосудие от имени короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи).

Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.). Военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган - парламент, который собирался на сессии в Париже 4 раза в год и стал высшим судом во Франции состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов - выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать.

Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII веке Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля.

22. Формирование сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты, «Великий мартовский ордонанс»

Во времена феодальной раздробленности короли неохотно прибегали к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства. Возникновение городов меняло дело. Различие интересов и борьба сословий выдвигали короля в качестве их законного арбитра и тем усиливали его. Сами сословия не только не возражали против того, чтобы их привлекали к обсуждению политики, но даже стремились к этому. Возникают представительные учреждения - генеральные штаты - участвовали 3 сословия (дворянство, духовенство, городское население). Графы, герцоги и высшие служители церкви, получив именное приглашение короля, являлись в собрание лично или присылали своих уполномоченных. Остальная часть дворянства была представлена выборными депутатами. Третье сословие было представлено городским патрициатом. В одних случаях это были выборные лица, в других - назначенные королевскими чиновниками. Крестьяне представлены не были.

Каждое из трех сословий, по утвержденному королем регламенту, заседало и голосовало отдельно от других. Оно имело один голос (из трех). Сходство интересов дворянства и духовенства обеспечивало им преобладание. Главной функцией генеральных штатов становится очень скоро разрешение налогов. В течение долгого времени роль этого учреждения, собиравшегося время от времени, оставалась весьма скромной. Вопросы для обсуждения ставил король. Поражения Франции в Столетней войне (с Англией) создали ситуацию, благоприятную для расширения прав генеральных штатов. Этим поспешили воспользоваться города, и раньше всего Париж.

В 1357 году восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла согласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получали право собираться два раза и более в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать. «Решения совет трех сословий всецело и навсегда вошло в силу. Подмоги и субсидии были использованы исключительно на военные нужды. Взимание и распределение налогов - не люди короля, а разумные, честные и самостоятельные люди, получившие полномочия, избранные и назначенные для этого тремя сословиями». Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года - Жакерия, преследовавшее антифеодальные цепи. Между тем городской патрициат, руководивший Парижем, выступил против Жакерии. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. С победоносным окончанием Столетней войны значение генеральных штатов падает. Одной из реформ короля Карла VII (1439 г.) - shpora.su - вводился прямой постоянный налог, взимаемый без согласия штатов (талья). Другой реформой создавалась регулярная армия, содержавшаяся за счет этого налога. Генеральные штаты не были упразднены, но собирались они редко. Отпала нужда в них.

5.105.95.87 studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Возникновение и развитие сеньориальной монархии во Франции

В IX-XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как "первый среди равных". Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Франция вступила в период сеньоральной монархии.

Форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия . Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями . и приобрела тем самым частноправовой характер.

Становление сеньориальной монархии (IX-XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции эта форма государства наиболее точно отражала существующую социальную политическую реальность. В условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.

В IX-Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

Функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности "защиты королевства и церкви", а также "поддержания мира" в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

Центральная королевская администрация

В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоявший из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Главную роль в королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал (считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы). В военных делах за сенешалом следовал коннетабль (глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. - королевский адмирал). Королевский казначей . которому помогал камергер . ведал государственными архивами и королевской казной. Однако в XIII в. его функции существенно сократились, так как казна была передана духовно-рыцарскому ордену тамплиеров . Королевской канцелярией руководил канцлер . который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью.

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов - курии короля . возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. При первых Капетингах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на ее заседания. Вначале в ней участвовали лишь непосредственные вассалы короля, с которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты.

Местное управление

Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые. Сфера действия местного государственного управления расширялась по мере увеличения королевского домена и присоединения владений крупных феодалов.

С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево . которые назначались в специальные округа - превотства . Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах - майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела (с конца XII в. крупные дела были изъяты из юрисдикции прево).
С конца XII в. возникают более крупные административные единицы - бальяжи . Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Во главе бальяжа стояли назначаемые королем (обычно из мелких феодалов) специальные чиновники - бальи . созданные по образцу английских бейлифов. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.

Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов - сенешала - с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях и были более независимы от королевской власти.

Обязанности бальи и сенешалов в XIII в.
  • осуществляли правосудие от имени короля
  • рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати
  • принимали апелляции на приговоры прево, но постепенно стали пересматривать решения и сеньориальных судов
  • контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов и следили за их своевременным поступлением в королевскую казну.
  • Сеньориальную монархию нельзя рассматривать лишь как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственностью на землю, в рамках которой имело место экономическое развитие, хотя и медленное. Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции. Когда в XII-XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, связанные с развитием городов и товарно-денежного хозяйства, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции - неуклонному усилению королевской власти. В XIII в. особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти в сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, уже реально выступающему в качестве сюзерена всех феодалов во Франции.

    Реформы Людовика IX

    Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.) были направлены на повышение авторитета королевской власти и укрепление центральной администрации, ослабление политического, военного и финансового могущества крупных феодалов.

    Реформы Людовика Святого включали .
    1. административную реформу (разделение королевской курии на счетную и судебную (парламент) палаты, передача им финансовых и судебных функций)
    2. военную реформу (создание городской милиции, отрядов наемников)
    3. денежную реформу (выпуск монет с высоким содержанием драгоценного металла, получивших хождение по всей стране).

    Реформа феодальной курии (административная) сопровождалась комплектованием состава палат слугами - министериалами короля и учеными-юристами (легистами). Министериалы и легисты активно выступали за укрепление королевской власти. Крупные феодалы отошли от повседневной работы в этих органах и созывались лишь на торжественные заседания.
    Людовик IX поднял авторитет и значение королевского суда. В королевских судах были запрещены судебные поединки было отменено правило, разрешавшее стороне, проигравшей дело, вызывать на поединок судью вводилось право апелляции на решения низших судов и судов феодалов в высшую судебную инстанцию - судебную палату (парламент). Все это ограничивало судебную власть феодалов над населением своих владений.
    Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган - парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов - выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать

    В результате военной реформы король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

    В ходе денежной реформы Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов.

    Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

    Реформы Людовика IX . активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии .

    Возникновение и развитие сеньориальной монархии

    В IX - XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета -вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была фактически разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями.

    В IX-X вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

    Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательств (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

    С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов.

    Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

    В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

    От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоящий из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Главную роль в Королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль - глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. - королевский адмирал. Королевский казначей, которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской казной. Королевской канцелярией руководил канцлер, который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью.

    Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов - курии короля, возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседаниях курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты.

    Источники:
    lektsii.org, studopedia.ru, jurkom74.ru, lawbook.online

    Следующие





    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное