Социальная группа в которой права и обязанности передаются по наследству

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

Класс. Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В качестве еще одного элемента общества выделяют этнос. Понятие этнос более глу­бокое и несет в себе важное мировоззренческое содержа­ние. Этнос имеет три уровня организации семья группы (общины, анклавы, служители культа, национальная ин­теллигенция) субэтносы (расовые группы, хозяйственно-культурные группы, языковые группы и пр.). На базе этносов формируется феномен национальной культуры, которая сохраняется даже при гибели этноса или растворении его в других этносах.

Для философского анализа сущности этноса важно прежде всего то, что в этнической принадлежности современный человек часто находит последнее убежище от неразрешен­ных проблем современного мира. На данном этапе разви­тия мировой цивилизации все большее значение приоб­ретают процессы взаимопереплетения разных этносов и формирование новых крупных наций (например, латиноамериканской). И только сам человек может отнести себя к тому или иному этносу или нации.

Все попытки зафиксировать это на го­сударственном уровне приводят к дискрими­нации.

Одним из элементов общества является семья, долгие годы признававшаяся как ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически, психологически. Семья представляет собой уникальное образование. Она представляет собой начальную форму групповой жизни людей, в которой формируется умение жить в обществе. Семья – это такая социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и строят свою жизнь на основе экономического сотрудничества и заботы о детях. Это группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития, и одновременно социальный институт, причем самый древний и значимый.

«Страта (слой, пласт) – это группа людей, отличающих­ся по своему положению в социальной иерархии». Понятие «страта» от­личается от понятия «класс» в марксистском понимании, поскольку страта не претендует на роль субъекта глобальных социальных преобразований, хотя в этом понимании фиксиру­ется состояние социального неравенства. Основа и сущность со­циальной стратификации – в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, вла­сти и влияния. М. Вебер (1864 – 1920) ввел экономический критерий принад­лежности к определенной страте, которую в этом случае можно назвать классом (уровень доходов), политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальной в узком смысле (статус и престиж). «Статус – это положение в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением и т.д. Престиж – это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении»

Качественные характеристики основных социальных структур общества являются:

Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной территории (области, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность и др.

Поселенческая структура общества означает пространственную форму организации общества и представляет объединение людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские). Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличается образам жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступам к образованию и возможностями удовлетворения духовных потребностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского.

Профессионально-образовательная структура, в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность.

4) Массовые общности (квазигруппы) – это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

1) спонтанность образования

2) неустойчивость взаимосвязей

3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.)

4) кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).

Аудитория — это сложное и неоднородное социальное образование, что связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее.

Следовательно, любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий.

Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды. Виды толпы:

· окказиональная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар и т. д.)

· конвенциональная толпа, связанная интересом ккакому-либозаранее объявленному массовому развлечению (например, некоторым видам спортивных состязаний и т д.) и готовая, часто лишь временно, следовать диффузным нормам поведения

· экспрессивная толпа, совместно выражающая общее отношение ккакому-либособытию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на некоторых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертахрок-музыкии т. д.)

Публика - это объединение людей, возникшее под влиянием сию­минутных интересов. Отличительным признаком публики является то, что членство в нейне предполагает обязательного физического контакта(например, совокупность людей, смотрящих новости по ТВ следует считать публикой). Если в толпе человек раство­ряется, то в рамках публики он получает возможность самовыразиться.

5) Малая группа (рабочая группа) – это общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях.

Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

Признаки малой группы:

1. взаимодействие и взаимовлияние

2. определенность социальных ролей

3. чувство принадлежности к данной группе

4. относительно длительное существование

5. наличие эмоциональных связей

6. наличие общих потребностей, целей, интересов.

За нижнюю границу размеров малой группы большинством специалистов принимаются три человека. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5 – 12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.

В этой связи американский психолог Ч. Кули предложил выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Классификация, автором которой является Г. Хаймен, выделяет группы членства и референтные группы. Референтностью называется значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Дж. Келли выделил в качестве основных функций референтной группы сравнительную (принятые в группе стандарты поведения выступают для человека в качестве эталонных образцов, на которые он ориентируется в принятии решений и оценках) и нормативную(групповые ценности позволяют человеку оценить, насколько его поведение соответствует нормам группы).

6) Традиционно принято считать, что культура – это то, что создано человеком, а природа – всё то, что существует независимо от человека, человек сам является частью природы. Вместе с тем, общество также создано человеком, в то же время, это обособившаяся часть природы. В социологии под культурой понимается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое каждым поколением и группой. Природная среда воздействует на социальную жизнь.

Однако человек создаёт как бы собственную природную нишу, которая благодаря науке, технике, культуре, социальным институтам и т.д. усиливает его независимость от природной среды. Поэтому социологи говорят о сложившейся социокультурной системе, регулируемой на основе принятых ценностей, норм поведения людей, выработанных правил, стандартов хозяйственной деятельности, организации общественно-политической жизни. Культура – специфический способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире .

В культуре как системе взаимодействуют 3 компонента:

а) деятельность общественного человека, направленная на создание ценностей

б) совокупность достижений общества, воплощённых в ценностях

в) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения материальных и духовных ценностей.

Своеобразие социологического исследования культуры состоит в том, что на первый план в нём выдвигается человеческая сущность культуры, кроме того, человек рассматривается как творец культуры, её ценностей, как субъект и объект одновременно. Роль культуры в социальных процессах трудно переоценить. Воздействие культуры на общество осуществляется разными путями: а) через социализацию личности б) путём создания ценностей и их внедрения в общественное сознание в) через вырабатываемые культурой образцы поведения посредством моделирования социальных институтов и социальных систем. Общая культура сплачивает людей. Взаимопонимание, доверие и сочувствие всегда более свойственны людям в отношении «своих», что выражается в общих вкусах, интересах, манере общаться и других аспектах культуры.

классы - открытые для всех страт, не предполагающие какого-либо легитимного (законного) способа закрепления за одной стратой.

Основные критерии социальной стратификации.

Существует четыре основных критерия социальной стратификации - доход, власть, образование, престиж.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень велики, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег, на которые можно приобрести движимое и недвижимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. д.) имущество. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Главное достижение высшего класса не доход, а накопленное имущество. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход.

Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется законом и традициями, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической,экономической,религиозной,составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий, т. е. чего добился человек

в соответствии с уровнем жизни и качеством полученного образования.

Образование - определяется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года,

неполная средняя - 9 лет, полная средняя - 11 лет, колледж - 4 года, университет - 5 лет, аспирантура - 3 года, докторантура - 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Три шкалы стратификации - доход, образование и власть имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он - субъективный показатель.

Исторические типы стратификации.

В социологии известны четыре главных исторических типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы.

Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип открытые.

Закрытым - является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Открытым - называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.

При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина ("говорящим орудием").

Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Гуси X-XII веков - к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (вне юридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой - называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Сословие- социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась в современной Англии.

Классовое деление в современных обществах( высший, средний и низший классы)

Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологи имеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различаются по привилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти, которой они обладают. Структуризация осознает, что неравенство институциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.

Тест Социальные отношения

1.Любая социальная группа характеризуется

1) малочисленностью состава 3) неформальным контролем за поведением

2) родственными связями 4) общностью социального статуса

2. Элементом социальной структуры общества является

1) сословие 3) предприятие

2) партия 4) армия

3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству

1) нация 3) класс

2) сословие 4) номенклатура

4. Дети, молодёжь, мужчины – это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку 3) этническому признаку

2) демографическому признаку 4) профессиональному признаку

5. К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России 3) людей либеральных взглядов

2) женщин Москвы 4) бригаду рабочих

6. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью – это признаки

1) этноса 3) нации

2) расы 4) класса

7. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному ) признаку, относится (-ятся)

1) народность 3) горожане

2) нация 4) класс

8. Установите соответствие (социальные группы – критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

1) мужчины А) демографический

2) племена Б) этнический

9. Положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей,- это

1) социальный престиж 3) социальная роль

2) социальный статус 4) социальная стратификация

10. Социальный статус – это

1) поведение, ожидаемое от индивида 3) форма поощрения индивида

2) положение человека в обществе 4) форма осуществления социальных функций

11. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) национальная принадлежность 3) уровень образования

2) уровень доходов 4) род занятий

12. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

1) правовой статус личности 3) политический статус личности

2) предписанный социальный статус личности 4) достижимый социальный статус личности

13. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

5) социальное происхождение

14. Найдите в приведённом ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия 3) цвет глаз

2) пол 4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

15. Социальная стратификация - это

1) наличие в обществе различных сфер 3) поддержка малообеспеченных групп населения

2) разделение общества на социальные группы 4) повышение социального статуса

16. Политическую дифференциацию общества характеризует

1) различие доходов населения 3) деление общества на управляющих и управляемых

2) различие уровня жизни населения 4) выделение в обществе различных групп по роду их деятельности

17. В средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример

1) социальных взглядов 3) социальной адаптации

2)социального неравенства 4) социальной мобильности

18. Переход человека из одной социальной группы в другую называется

1) социальным неравенством 3) социальной мобильностью

2) социализацией 4) социальной адаптацией

19. Возвышение. сподвижника Петра I, от денщика до генералиссимуса – это пример

1) социальной стратификации 3) социальной мобильности

2) социальной адаптации 4) социализации

20. К восходящей вертикальной социальной мобильности относится

1) повышение по службе 3) понижение по службе

21.Почти треть президентов США – выходцы из бедных или средних семей. Этот пример – проявление

1) горизонтальной социальной мобильности 3) социальной стратификации

2) вертикальной социальной мобильности 4) социальной адаптации

22 . А. Социальный конфликт - высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, представляющих различные интересы и ценности.

Б. Социальный конфликт - высшая стадия развития противоречий в системе отношений социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б

23. Установите соответствие между участником конфликта и его характеристикой

УЧАСТНИК КОНФЛИКТА ХАРАКТЕРИСТИКА

1) Свидетель А) индивид, пытающийся предотвратить конфликт

2) Посредник Б) индивид, содействующий развитию советами

3) Пособник В) индивид, наблюдающий за конфликтными сторонами

4) Подстрекатель Г) индивид, подталкивающий других участников к конфликту

Тесты для подготовки к егэ по теме: «социальная структура»

В 14. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
^ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая

Б) проведение референдума 2) политическая

В) принятие закона об общественных 3) духовная

Г) написание приключенческого романа

Д) производство товаров массового спроса

Е) проведение научного исследования
Запишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем полу­чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве­тов (без пробелов и других символов).


В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу­чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве­тов (без пробелов и других символов).
Ответ _____________
В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

6) семейное предпринимательство
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу­чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве­тов (без пробелов и других символов).
Ответ _____________
В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) принадлежность к определенной социальной группе

2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

4) связь с традиционной национальной культурой

5) адресованность самым различным слоям населения
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу­чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве­тов (без пробелов и других символов).
Ответ _____________
В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.

5) биологические
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу­чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве­тов (без пробелов и других символов).
Ответ _____________


В 20 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домо­хозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчи­ваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В 22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва­ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо­тря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто про­тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ­ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз­ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен­щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени­тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование Г) общение Ж) роль

Б) различие Д) учение 3) статус

В) труд Е) стереотип И) группа

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В дан­ной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каж­дым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци­альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)

за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы-________ (6). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие

Б) группы Д) контроль З) управление

В) интеграция Е) эталон И) стабильность

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В дан­ной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каж­дым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Схожі:

Тесты для подготовки к егэ по теме: «человек»
Индивидуальность это 1 специфические черты, присущие человеку как биологическому

Тесты для подготовки к егэ по теме: «экономика»
А2 Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это

Тесты для подготовки к егэ по теме: «политика»
А. в политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса

Тесты для подготовки к егэ по теме: «общество»
А. в традиционном обществе право как регулятор общественных отноше­ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и.

Тесты для подготовки к егэ по теме: «духовная сфера»
А 12. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой.

Расписание занятий для студентов 5 курса специальности социальная.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пособие для подготовки к егэ по русскому языку
Буквы е, ё, ю, я, и, ь смягчают стоящие впереди: петь [п’эт’], лить [л’ит’]. Мягкий знак звука не имеет. Буквы е, ё, ю, я могут иметь.

Типы стратификационных систем

1. Физико-генетическая стратификационная система

В её основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости.

Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

2. Рабовладельческая стратификационная система

Эта система, также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг.

3. Кастовая стратификационная система

В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

4. Сословная стратификационная система

В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие — «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.

5. Этакратическая стратификационная система

В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль.

Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

6. Социально-профессиональная стратификационная система

Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

Социально- профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда.

Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

7. Классовая стратификационная система

Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному.

Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся и данном случае на более традиционной — социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам — буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. — не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое.

Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральным духом Соединенных Штатах Америки.

8. Культурно-символическая стратификационная система.

Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время — ученым, технократам и партийным идеологам.

Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование для индустриальных — партократическое а для пост-индустриальных — технократическое.

9. Культурно-нормативная стратификационная система.

Обособление элиты, дифференциация всех средних и низших слоев.

В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».

Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

Высшие группы во всех стратификационных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наследству. В классовой системе подобное наследование обеспечивается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI-XIII веков или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице).

В этакратической системе чиновник формально не имеет права передать свое кресло и полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга.

Положение же в социально-профессиональных . культурно-символических и культурно-нормативных системах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секретов мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения (профессиональные династии — не единственный, но яркий пример).

Что же касается физико-генетической системы . то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных механизмов, а чисто биологически.

Можно отметить, что все девять типов стратификационных систем — не более чем идеальные типы. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Так, на Руси в XI веке бок о бок сосуществовали холопы, которые мало чем отличались от рабов, закупы, более походившие на крепостных крестьян, и смерды, которые отдаленно напоминали класс свободных землепашцев.

В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Примеров же взаимного переплетения стратификационных систем можно привести очень и очень много. Так, например: Уважение к старшим порождается не только их преклонными годами как таковыми, но накопленными многолетним опытом и знаниями, позволяющими им толковать происходящие события.

Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни, недоступным большинству их собратьев.

Рабовладение, основанное на частной собственности на людей, можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе этакратической системе).

Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).

Отдельные стратификационные системы могут взаимообусловливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Например, первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов — их профессиональных различий и имущественного расслоения.

Затем, наоборот, уже классовые различия определяются преимущественно сословной принадлежностью. Так, на примере российской Табели о рангах 1722 г. можно проследить, как сословная система во многом определяет место в этакратической системе, а последняя, в свою очередь, влияет на классово-собственнические позиции (происхождение влияет на служебный ранг, а последний — на материальный достаток).

Источники:
lektsii.org, informsky.ru, pandia.ru, mir.zavantag.com, student.zoomru.ru

Следующие





Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное