Согласно указу президиума верховного совета ссср право на наследство

Арефьева Ирина Александровна . к.ист.н. доцент

ФГОУ ВПО ХГИИК г. Хабаровск

Изменения в советском наследственном праве в годы ВОВ

В связи с войной, когда много людей погибло, советским законодательством был значительно расширен круг наследников. Наиболее существенное военное изменение советского наследственного права было проведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию». Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ [2, с. 2-3] предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Рассмотрим, в чем состояли принципиальные изменения советского наследственного права, внесенные законодательством 1945 года подробнее.

Во исполнение этого предложения последовали соответствующие указы Президиумов Верховных Советов союзных республик. В ГК РСФСР эти изменения были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г.[3] Во-первых, был существенно изменен порядок призвания наследников по закону. «…вопрос о наследовании — это был в основном вопрос о наследовании личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы личного потребления и удобства. В редких случаях речь шла о наследовании в мелком трудовом частном хозяйстве кустарей-одиночек, крестьян-единоличников» - устанавливала ст. 9 Конституции СССР 1936 г.[1, с. 282].

В 1945 г. дробление наследства на равные доли между всеми наследниками утратило свое значение и было устранено. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. [2, с. 2-3] было установлено, что наследники по закону призывались к наследованию не все одновременно, а в порядке очереди. Наличие кого-либо из наследников первой очереди и принятие им наследства исключало призвание наследников, отнесенных к двум следующим очередям призвание наследника второй очереди исключало наследование лиц, отнесенных к третьей очереди. В результате этого наследства стали распределяться между наследниками только одной какой-либо очереди и меньше дробиться.

Во-вторых, Указом 1945 года был расширен круг наследников по закону: в него были включены трудоспособные родители, а также братья и сестры наследодателя.

Расширение круга наследников по закону учитывало укрепление советской семьи, стабилизацию в семье новых, социалистических отношений [2, с. 2-3]. Укрепление общественных связей между гражданами получили свое отражение в новых правилах о наследовании иждивенцев. Теперь в качестве иждивенцев наследодателя получили право наследования не только те лица, которые находились на полном содержании наследодателя, но и все те нетрудоспособные лица, которые в течение последнего года жизни наследодателя получали от него основные средства к существованию.

Положение иждивенца как наследника по закону было изменено еще и в другом отношении. До 1945 года завещатель не мог лишить наследства только несовершеннолетних наследников по закону. Это ограничение не распространялось, следовательно, на всех иждивенцев, которым уже исполнилось 18 лет. Статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. включила всех иждивенцев в круг необходимых наследников.

В-третьих, новые правила наследования по завещанию допускали наследование даже постороннего для завещателя гражданина, если на момент открытия наследства не было ни одного наследника по закону. Это правило, существенно расширявшее свободу завещания, не противоречило интересам семьи, поскольку завещание в пользу постороннего лица допускалось лишь при отсутствии наследников по закону. Оно учитывало те особые случаи, когда гражданин не создал себе семьи или утратил ее. «В таких особых случаях, не имеющих юридической квалификации, узы дружбы иногда заменяют собой семейные узы» [2, с. 2-3]. Это и учло советское наследственное право.

Выше перечисленные изменения в наследственном праве в годы Великой Отечественной войны прямо распространялись на содержание правового регулирования социальной сферы общества, и, соответственно, напрямую касаются женской части населения.

Список используемых источников:

1. Конституция СССР 1936 г. // Образование и развитие СССР как союзного государства. Сборник законодательных актов. – М. 1972 г. – С. 277–298.

2. «О наследниках по закону и по завещанию». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. // «Ведомости Верховного Совета СССР» 25 марта 1945 г. № 15.

3. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г. // Ведомости Верховного Совета СССР» 1945 г. № 38.

+ проект, разработанный ЦИК Союза

- проект Конституционной комиссии Закавказской федерации

- проект Конституционной комиссии УССР.

- проект Конституционной комиссии БССР.

Задание <<133>> 59. Тема 3-0-0

Конституция 1924 г.:

- запрещала свободный выход союзных республик из Союза

+ не запрещала, так как считалось, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза

- не запрещала, так как выход какой-либо республики не имел большого значения

- разрешала свободный выход республик из СССР и устанавливала механизм этого процесса.

Задание <<134>> 60. Тема 3-0-0

Чья формулировка была закреплена в окончательном тексте Основного Закона: «Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР составляют Основной Закон - Конституцию СССР»

Задание <<135>> 61. Тема 3-0-0

При переходе к мирному строительству потребовалась реорганизация органов управления народным хозяйством. Было предложено создать координационный орган:

- ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства)

+ СТО (Совет Труда и Обороны)

- Всесоюзный экономический центр.

- Высший координационный совет

Задание <<136>> 62. Тема 3-0-0

По Конституции СССР ВСНХ рассматривался как объединенный наркомат. Он руководил ВСНХ союзных республик, подчинявшихся одновременно своим ЦИК и совнаркомам. В соответствии с этим промышленность была разделена на:

- общесоюзную и местную

+ общесоюзную, республиканскую, местную

- республиканскую и местную.

- общесоюзную и республиканскую

Задание <<137>> 63. Тема 3-0-0

Какие объединения были признаны лучшей формой управления промышленностью

+ отраслевые хозрасчетные объединения.

Задание <<138>> 64. Тема 3-0-0

В 1929 году система руководства сельским хозяйством союзных республик была усовершенствована. Назрела необходимость создания единого центра по руководству сельским хозяйством. Как назывался новый центр и когда он был создан

- Всесоюзный Центр Сельского Хозяйства. Создан 08.10.1928г.

+ Объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР. Создан 07.12.1929 г.

- Объединенный союзно-республиканский центр земледелия СССР. Создан 01.10.1929 г.

- Высший Совет Народного Хозяйства. Создан 13.11. 1929.

Задание <<139>> 65. Тема 3-0-0

Каким был порядок формирования народных судов

- непосредственно Верховным судом СССР

- Верховным Советом СССР.

тема: советское государство и право в конце 20-х -30-х годах

Задание <<50>> ТЗ 50 Тема 1-4-0

Для политики коллективизации характерно

- предоставление аренды земли кулакам

- выделение на хутора зажиточных крестьян

- применение наемного труда в единоличном хозяйстве

+ нарушения принципа добровольности при записи в колхозы

Задание <<51>> ТЗ 51 Тема 1-4-0

Для политики коллективизации характерно

- соблюдение принципа добровольности в создании колхозов

+ ликвидация кулацких хозяйств

- введение паспортной системы

- выделение на хутора зажиточных крестьян

Задание <<52>> ТЗ 52 Тема 1-4-0

Черта тоталитарного режима в СССР

- правовой характер деятельности государства

- демократизация политической жизни

+ контроль государства над обществом

- формирование гражданского общества

Задание <<53>> ТЗ 53 Тема 1-4-0

Коллективизация в СССР проходила в условиях

- господства рыночной экономики

- стихийного развития частной экономики

+ плановой системы хозяйства

- широкой интеграции экономики в мировой рынок

Задание <<54>> ТЗ 54 Тема 1-4-0

1930-е гг. в СССР не характеризовались

- утверждением авторитарного мышления

- господством одной партии

- установлением культа личности Сталина

Задание <<55>> ТЗ 55 Тема 1-4-0

К причинам существования в СССР тоталитарного режима не относится

- страх населения перед репрессиями и ГУЛАГом

- монополия государственной собственности

+ поддержка со стороны западноевропейских государств

- вера людей в коммунистические идеалы

Задание <<56>> ТЗ 56 Тема 1-4-0

Командно-административная система в СССР характеризовалась

- экономическими методами управления

+ внеэкономическими методами управления

- неограниченным действием рынка

Задание <<57>> ТЗ 57 Тема 1-4-0

В августе 1940 г. в состав Украинской СССР была включена

Задание <<58>> ТЗ 58 Тема 1-4-0

В августе 1940 г. в состав СССР была включены

+ Латвия, Литва, Эстония

- Литва, Польша, Украина

- Украина, Белоруссия, Латвия

- Эстония, Польша, Украина

Задание <<59>> ТЗ 59 Тема 1-4-0

В октябре 1939 г. СССР присоединила территории Западной Украины и Западной Белоруссии ранее принадлежавших

Задание <<60>> ТЗ 60 Тема 1-4-0

В октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла

Задание <<61>> ТЗ 61 Тема 1-4-0

Первоначальными членами ООН стали

+ Украина и Белоруссия

- Эстония и Литва

- Литва и Украина

- Белоруссия и Эстония

Задание <<62>> ТЗ 62 Тема 1-4-0

Коминтерн был распущен

- в сентябре 1939 г.

- в сентябре 1945 г.

Задание <<63>> ТЗ 63 Тема 1-4-0

Кабардино-Балкарская Автономная Советская Социалистическая Республика образована

Задание <<64>> ТЗ 64 Тема 1-4-0

СССР исключен из Лиги наций после

- Подписания договора о дружбе с Германией

+ Развязывания войны с Финляндией

- Введения Красной Армии в Прибалтику

- Отказа от переговоров с Англией о коллективной безопасности

Задание <<157>> 66. Тема 4-0-0

Централизация системы органов безопасности завершается созданием объединенного НКВД СССР в:

Задание <<158>> 67. Тема 4-0-0

Статья И.В. Сталина, «теоретически» обосновавшая перегибы форсированной индустриализации назвалась:

- «о внутрипартийной борьбе»

+ «Головокружение от успехов»

- «Год великого перелома»

Задание <<159>> 68. Тема 4-0-0

В 30-х гг. завершилась административная реформа. В результате:

- административно-территориальное деление страны было проведено в соответствии с уездами и волостями

- был создан наркомат рабоче-крестьянской инспекции и его рабочие органы на местах

- административное деление было проведено в соответствии со структурой партийных органов

+ страна была поделена на районы, области, округа.

Задание <<160>> 69. Тема 4-0-0

Политические судебные процессы проходили уже в начале 1920-х гг. («процесс эсеров»), однако массовыми они стали в:

+ середине 30-х гг.:

Задание <<161>> 70. Тема 4-0-0

В 30-е годы право законодательной инициативы получили:

- руководящие органы автономных республик

- б) ЦИК СССР, Совет Народных Комиссаров

+ Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик

- Съезд Советов, Съезды Советов союзных и автономных республик

- Совет Союза и Совет Национальностей.

Задание <<162>> 71. Тема 4-0-0

Одним из основных принципов применяемых в строительстве советского государственного управления был:

Задание <<163>> 72. Тема 4-0-0

Разрешала ли Конституция-СССР 1936 года объединение граждан, создание общественных организаций, политических партий

- разрешала только политические партии

- разрешала только общественные организации

Задание <<164>> 73. Тема 4-0-0

Изменила ли Конституция 1936 года структуру и статус органов власти и управления

- нет, не изменила

+ да, изменила отказались от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях.

- да, изменила. Структура органов власти и управления была еще расширена.

- да изменила. Произошел переход к министерской структуре управления

Задание <<165>> 74. Тема 4-0-0

Верховный Совет СССР был впервые избран в:

- январе 1938 года

+ декабре 1937 года

- марте 1957 года.

Задание <<166>> 75. Тема 4-0-0

Какой орган власти Союза ССР стал высшим по Конституции 1936 г.

+ Верховный Совет СССР

- Совет Народных Комиссаров.

Задание <<167>> 76. Тема 4-0-0

Каждая союзная республика:

- имела право на свою Конституцию

- не имела права на свою Конституцию

+ имела право на свою Конституцию, не противоречащую Конституции СССР.

- Имела право на свой Устав

Задание <<168>> 77. Тема 4-0-0

Конституция СССР 1936 г. закрепила имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она определяла систему форм собственности

+ 2 формы собственности (государственная и колхозно-кооперативная)

- 3 формы собственности (государственная, колхозно-кооперативная и частная).

Задание <<169>> 78. Тема 4-0-0

Конституция СССР 1936 г. закрепила новую избирательную систему:

- всеобщее избирательное право только для трудящихся

- всеобщее для городского и только для определенных лиц сельского населения

+ всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

- всеобщее для сельского населения и для определенных лиц городского населения.

Задание <<170>> 79. Тема 4-0-0

Сколько глав содержала Конституция СССР 1936 г.

Задание <<181>> 109. Тема 7-0-0

Появлению демократических принципов исполнения наказания в 1970-х годах способствовало:

- пропаганда принципов социалистического общежития

- изменение режима труда в колониях

+ появление нового исправительно-трудового кодекса 1969-71 гг.

- усиление политико-воспитательной работы в местах отбытия наказания

- появление общеобразовательного обучения для лиц отбывающих наказание.

Задание <<182>> 110. Тема 7-0-0

Согласно закона о народном контроле принятом Верховным Советом СССР в 1979 г. на органы народного контроля возлагались функции:

- проведения активных воспитательных мер с диссидентами

- осуществления контроля над законностью действий правоохранительных органов и товарищеских судов

+ проверки исполнения советских законов, партийных директив и решений правительства Союза

- осуществления контроля над Советами

- осуществления связи с общественностью.

Задание <<183>> 111. Тема 7-0-0

Характерной чертой развития государственного механизма в начале 1980-х годов становится:

+ усиление партийного руководства страной

- усиление роли Советов в руководстве страной

- усиление демократических тенденций

- запрещение совмещения партийных и государственных должностей

Задание <<184>> 112. Тема 7-0-0

Согласно Конституции СССР 1977 г. высшими органами признавались:

- Съезд Советов, ЦК КПСС, Правительство СССР

- Верховный совет, Верховный Суд, Совет Союза

+ Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета, Совет Министров СССР

- Политбюро ЦК КПСС, Совет Союза СССР, Совет национальностей

- Съезд КПСС, Политбюро ЦК КПСС, Совет Министров.

Задание <<185>> ТЗ 114 Тема 7-0-0

113. Указ о департизации был подписан:

- в феврале 1990 г.

- в декабре 1991 г.

Задание <<186>> 114. Тема 7-0-0

Согласно принятому 26 декабря 1990 г. закону «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» систему органов советского государства возглавил:

- секретарь ЦК КПСС

тема: Советское государство и право в период перестройки (1985-1991 годы)

Задание <<82>> ТЗ 82 Тема 1-8-0

Политика гласности М.С. Горбачева предполагала

- переход от тайного голосования при избрании государственных органов к открытому

+ возможность получения доступа к любой информации

- опубликование расходной части бюджета

- опубликование декларации о доходах высших должностных лиц

Задание <<83>> ТЗ 83 Тема 1-8-0

Реформа политической системы М.С. Горбачева не предусматривала

- созыва Съезда народных депутатов, избранных на альтернативной основе

- превращение Верховного Совета в постоянно действующий орган

- совмещения в одних руках постов партийных и советских руководителей

+ проведения выборов на многопартийной основе

Задание <<84>> ТЗ 84 Тема 1-8-0

I этап реформы политической системы (1988-1989 гг.) проходил под лозунгом

- «Вперед к правовому государству»

+ «Вся власть Советам!»

- «К гуманному демократическому социализму!»

Задание <<85>> ТЗ 85 Тема 1-8-0

Концепция перестройки принята в

Указ 8 сентября 1943 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. усыновления установил, что усиновлюваному по просьбе усыновителя могут быть присвоены фамилия и отчество по имени усыновителя.

Усыновители по их просьбе могли быть записаны в актовых книгах о рождении родителями усыновленного. Если усыновленный ребенок достиг 10-летнего возраста, присвоение ему фамилии и отчества по имени усыновителя, а также запись усыновителей в качестве родителей могло состояться только с его согласия.

На основании этого Указа до Кодекса 1926 г. были внесены соответствующие изменения.

Указ обусловил появление в литературе мнения о существовании двух форм усыновления: с записью усыновителей родителями и без такой записи. В первом случае считалось, что происходит полное уравнение усыновленного в правах ребенка не только в отношении усыновителя, но и всех его родственников.

По мнению В. И. Бошка, в этом случае ребенок полностью приравнивается в правах с другими детьми усыновителя, становясь родственником восходящих членов семьи, ребенок приобретает право на алименты от своих новых деда, бабы, а также на наследство после них как родная онука490. Однако законодательного подтверждения такой научный взгляд не достал. Это дало основание для критического отношения к нему .

Установление факта усыновления

Возможность установления факта усыновления была предусмотрена постановлением Пленума Верховного Суда СССР 29 июня 1945 г. О порядке судебного установления фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. Условием судебного установления факта усыновления была смерть усыновителя или усыновленного.

Указ 14 марта 1945 г.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. О наследниках по закону и по завещанию, Указом Президиума Верховной Рады УССР от 17 декабря 1945 г. были внесены изменения в ст. 418 ГК УССР 1922 г. согласно которым усыновленные получили право на наследование вместе с детьми умершего. К нетрудоспособных родителей как наследников не было привязки - в том числе усыновители. Это означало, что право на наследование могло возникнуть только у усыновленных.

Гражданский кодекс 1963 г.

Гражданский кодекс УССР 1963 г. в статье 532 Наследование усыновленными и усыновителями уравнял усыновленных и их потомков в наследовании после смерти усыновителя или его родственника к детям усыновителя и их потомков, а также уравнял усыновителя и его родственников в наследовании после смерти усыновленного или его потомков до родителей и других кровных родственников усыновленного.

При этом было особо оговорено, что в случае смерти своих родителей и других кровных родственников по восходящей линии, а также братьев и сестер, усыновленные и их потомки не являются наследниками по закону родители усыновленного, его другие кровные родственники по восходящей линии и его братья и сестры не получают наследства по закону после смерти усыновленного и его потомков.

Этой нормой были окончательно отрубленные остатки правовой связи между усыновленным и его родственниками по происхождению.

Кодекс 1969 г.

В статье 101 Кодекса о браке и семье 1969 г. было отмечено, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и в их интересах.

Усыновление осуществлялось по решению исполнительного комитета районного или городского совета народных депутатов (впоследствии - районной, городской администрации).

Усыновление было возможно по согласию родителей и самого ребенка, если он достиг десятилетнего возраста. Усыновление могло быть проведено без формального согласия ребенка, если она уже проживает в семье усыновителей и считает их своими родителями. Одновременно были определены условия, при которых усыновление могло произойти без согласия родителей.

В статье 112 впервые были закреплены меры обеспечения тайны усыновления.

Согласно ст. 117, усыновленные и их потомки в отношении к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники в отношении к усыновленных и их потомства были приравнены в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Соответственно, усыновленные теряли личные и имущественные права и освобождались от обязанностей в отношении своих родителей и их родственников.

Кодекс предусматривал возможность не только отмены усыновления, но и признание его недействительным.

Ограничения усыновления иностранцами

в Соответствии с частью 3 ст. 198 Кобс, усыновление детей, которые были гражданами Украины, иностранными гражданами, могло состояться при условии получения разрешения областной государственной администрации. За таким разрешением должны обращаться районные государственные администрации.

Кабинет Министров Украины в Письме от 12 мая 1993 г. который был направлен областным государственным администрациям для выполнения, остановил усыновление детей за границу. Такое усыновление могло быть проведено в исключительных случаях, с обязательным согласованием с Кабинетом Министров Украины. Этим Письмом в Кабинет Министров пытался уменьшить поток украинских детей, которых вывозили за границу.

Однако письмо официально не считался нормативно - правовым актом Кабинета Министров, возможно, именно поэтому часто нехтувався.

Мораторий на усыновление иностранцами

Увеличение количества детей, усыновленных иностранными гражданами, сопровождалось многочисленными случаями злоупотреблений со стороны должностных лиц (составление фиктивного документа о смерти новорожденного с целью его продажи за границу подмена детей в родильных домах стимулирование одиноких матерей к отказу от ребенка с целью передачи ее заказчику вынесения решения об усыновлении в день обращения и тому подобное). Эти факты заставили начать подготовку изменений и дополнений в Кодекс 1969 г.

Постановлением Верховной Рады Украины от 26 июля 1994 г, был одобрен в первом чтении проект Закона Украины О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье и с этого же дня было остановлено усыновление детей, являющихся гражданами Украины, иностранными гражданами на период до внесения Верховной Радой Украины изменений и дополнений в главы 14 и ст. 199 Кодекса о брак и семью Украины.

Закон от 30 января 1996 г.

Законом Украины от 30 января 1996 г. О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье было существенно изменено главу 14 Усыновления (удочерения), а именно:

1) введен судебный порядок усыновления с обязательным присутствием усыновителей во время принятия решения об усыновлении

2) введен централизованный учет детей, которые могут быть усыновлены, лиц, желающих усыновить ребенка

3) запрещена посредническая, коммерческая деятельность относительно усыновления

4) ужесточены требования к лицам, желающим усыновить ребенка

5) установлено минимальную возрастную разницу между ребенком и усыновителем в 15 лет

6) запрещено родителям давать согласие на усыновление нерожденного ребенка

7) разрешено усыновление ребенка, от которого отказались родители, лишь после истечения двух месяцев

8) детализированы процедурные вопросы усыновления ребенка иностранными гражданами

9) установлен государственный контроль за условиями проживания детей в семьях усыновителей

10) введена возможность отмены усыновления после достижения ребенком совершеннолетия.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
УКАЗ от 12 июня 1945 года
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РСФСР

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 года "О наследниках по закону и по завещанию" Президиум Верховного Совета РСФСР внес следующие изменения в Гражданский кодекс РСФСР:

1. Статьи 418, 420, 421, 422 и 423 Гражданского кодекса РСФСР изложены следующим образом:

"418. Наследниками по закону являются дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти.

Если кто-либо из детей наследодателя умрет до открытия наследства, его наследственная доля переходит к его детям (внукам наследодателя), а в случае смерти последних - к их детям (правнукам наследодателя).

В случае отсутствия указанных наследников или непринятия ими наследства, наследниками по закону являются трудоспособные родители, а при их отсутствии - братья и сестры умершего.

Примечание. Наследниками могут быть только лица, находившиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти".

"420. При наследовании по закону наследственное имущество делится на равные доли между лицами, призванными к наследованию в порядке, указанном в первой и третьей части ст. 418.

Внуки и правнуки наследодателя, призванные к наследованию в порядке, указанном во второй части ст. 418, делят между собою поровну ту долю, которая причиталась бы их умершему родителю".

"421. Из лиц, призванных к наследованию в порядке, указанном в ст. 418, те, кто проживал совместно с наследодателем, получают имущество, относящееся к обычной домашней обстановке и обиходу (за исключением предметов роскоши), сверх доли из имущества умершего, причитающейся им согласно ст. 420".

"422. Каждый гражданин может по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в ст. 418, а также государственным органам и общественным организациям.

Однако, завещатель не может лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

При отсутствии лиц, указанных в ст. 418, имущество может быть завещано любому лицу".

"423. На лиц, поименованных в ст. 418, получающих по завещанию наследственное имущество, завещатель может возложить исполнение какого-либо обязательства в пользу одного, нескольких или всех остальных наследников, которые в силу этого распоряжения получают право требовать исполнения соответствующего обязательства вышеуказанными лицами равным образом, завещатель может возложить на них исполнение каких-либо действий, направленных на осуществление какой-либо общеполезной цели.

На лиц, получающих по завещанию наследственное имущество в порядке, предусмотренном третьей частью ст. 422, завещатель может возложить исполнение обязательства в пользу любого лица. При завещании имущества государственным органам или общественным организациям, завещатель имеет право указать определенную цель, на которую должно быть употреблено завещанное имущество".

2. Статья 424 Гражданского кодекса РСФСР дополнена словами: "а при отсутствии законных наследников - любое лицо".

3. Из статьи 429 Гражданского кодекса РСФСР исключены слова: "Доля отказавшегося переходит к государственным органам или организациям, упомянутым в ст. 433 настоящего Кодекса".

4. Статья 430 Гражданского кодекса РСФСР дополнена второй частью следующего содержания:

"Лица, для которых право наследования возникает на основании третьей части ст. 418 лишь в случае отсутствия других наследников или непринятия ими наследства, могут заявить в те же сроки о своем согласии принять наследственное имущество независимо от того, будут ли они призваны к наследованию".

5. Статья 433 Гражданского кодекса РСФСР изложена следующим образом:

"433. В случае неявки в течение шести месяцев со дня открытия наследства, отказа от принятия наследства (за исключением случаев, предусмотренных ст. 424) или лишения завещателем права наследования одного или нескольких наследников, их доля переходит к другим наследникам по закону и делится между ними в порядке, установленном ст. 420, если только в завещании не указано, что завещатель оставляет все свое имущество назначенным им наследникам.

В случае неявки в установленный срок, отказа от принятия наследства или лишения завещателем права наследования всех наследников, имущество признается выморочным и переходит в собственность государства".

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дрова колотые по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Указ Президиума ВС СССР от 14.03.1945 о наследниках по закону и по завещанию

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 14 марта 1945 года О наследниках по закону и по завещанию

[366 ] 1. Установить, что наследниками по закону являются дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти.

Если кто-либо из детей наследодателя умрет до открытия наследства, его наследственная доля переходит к его детям (внукам наследодателя), а в случае смерти последних — к их детям (правнукам наследодателя).

В случае отсутствия указанных наследников или непринятия ими наследства наследниками по закону являются трудоспособные родители, а при их отсутствии — братья и сестры умершего.

2. Каждый гражданин может по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в статье 1 настоящего Указа, а также государственным органам и общественным организациям.

Однако завещатель не может лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

При отсутствии лиц, указанных в статье 1, имущество может быть завещано любому лицу.

3. Распространить действия настоящего Указа на наследства, открывшиеся до его издания, но не принятые наследниками и не перешедшие в собственность государству как выморочные.

4. Поручить президиумам верховных советов союзных республик внести соответствующие изменения в гражданские кодексы союзных республик.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН

14 марта 1945 года

«Ведомости Верховного Совета СССР» 1945 г. № 15

Источники:
www.rusnauka.com, www.studfiles.ru, studbooks.net, www.alppp.ru, ru.wikisource.org

Следующие




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное